Материалы

Профилактика формирования чувства одиночества посредством развития копинг-стратегий


Для того, чтобы установить достоверность полученных после оказанного экспериментального воздействия различий в уровнях субъективного ощущения одиночества между экспериментальной и контрольной группой, и, тем самым, подтвердить выдвинутую нами гипотезу, мы сравнили сдвиги показателей уровня ощущения одиночества в экспериментальной и контрольной группе с помощью t-критерия Стьюдента. Было установлено, что различия в сдвигах между группами по показателями субъективного ощущения одиночества статистически значимы (p < 0,001). Уровневый анализ показал, что по результатам предварительного и итогового тестирования соотношение подростков в контрольной группе с разным уровнем субъективного ощущения одиночества несколько изменилось в сторону увеличения числа испытуемых, входящих в группу с высоким уровнем ощущения одиночества (с 50% до 58,3% подростков). Так как данное отличие статистически не значимо, то эту тенденцию нарастания можно объяснить тем, в контрольной группе «одинокие» подростки, использующие стратегии бегства-избегания проблемной ситуации, не находят конструктивного способа преодоления негативного переживания одиночества, поэтому по прошествии времени происходит только усугубление картины ощущения одиночества в сторону увеличения его уровня. Что же касается экспериментальной группы , то мы видим, что значительно снизилось число подростков, входящих в группу с высоким уровнем субъективного ощущения одиночества (с 50% до 8,3%) и повысилась доля испытуемых, входящих в группу со средним (с 41,7% до 75%) и низким (с 8,3% до 16,7%) уровнем субъективного ощущения одиночества, причем, данные сдвиги статистически значимы. Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о том, что создание условий для развития конструктивных копинг-стратегий, а именно «поиска социальной поддержки», будет способствовать снижению уровня субъективного ощущения одиночества в подростковом возрасте, подтвердилась. То есть, другими словами, развитие стратегий социального копинга, в основе которого лежит обращение к помощи других людей, препятствует формированию чувства одиночества.

Научная новизна и теоретическая значимость нашего исследования определяется тем, что мы впервые обратились к изучению конструктивного преодоления переживания одиночества именно в его связи с преобладающими в копинг-поведении подростков стратегиями совладания. Ранее проблема предупреждения возникновения чувства одиночества в данной возрастной группе разрабатывалась исключительно с позиций развития уверенности в себе, умения выходить в рефлексивную по­зицию, повышения уровня самопринятия и эмпатии, установление базового доверия и адекватности образа Я в личности подростка и т.д. С нашей точки зрения, установление роли копинг-стратегий в формировании чувства одиночества у подростков позволяет более глубоко и всесторонне подойти к проблеме профилактики возникновения чувства одиночества в данном возрасте, представляющего собой одну из форм социально-психологической дезадаптации личности. Практическая значимость нашей работы определяется в первую очередь возможностью использования результатов исследования с целью оптимизации гармоничного развития личности подростка, переживающего чувство одиночества, а также вести профилактику формирования чувства одиночества в подростковом возрасте.

В заключении, хотелось бы отметить, что понимание переживания одиночества в подростковом возрасте как кризиса личностного роста, ставит перед специалистами проблему оказания кризисной поддержки в ситуации невозможности самостоятельного “одоления” этой ступени жизненного пути, не рискуя при этом помешать подростку приобрести ценный опыт самостоятельного конструктивного преодоления. Перспективы нашего исследования неограниченны. Но в первую очередь, мы бы хотели продолжить изучение особенностей совладающего поведения подростков ввиду обнаружения в процессе нашего исследования низкой вариативности поведенческого, эмоционального и когнитивного реагирования, а также слабую обученность подростков конструктивным выходам из кризисных ситуаций.

 

 

1 2 3 4
Общее время работы: 1340.2659893036 мс
Использование памяти: 658 КБ