Материалы

Профилактика формирования чувства одиночества посредством развития копинг-стратегий


Цель данного дипломного исследования состояла в изучении копинг-стратегий в качестве средства профилактики формирования чувства одиночества для последующей разработки практико-ориентированной программы, позволяющей снизить уровень его ощущения в подростковом возрасте.

Нами было выдвинуто предположение о том, что, если создать условия для развития конструктивных копинг - стратегий, а именно стратегий «поиска социальной поддержки», то это будет способствовать снижению уровня субъективного ощущения одиночества в подростковом возрасте.

Исследование проводилось на базе средней школы №41 г. Белгорода. В нем приняли участие ученики 8-х классов. В качестве испытуемых выступило 50 человек, из них 26 мужского и 24 женского пола. Средний возраст составил 13,5 лет (минимальный- 12,3, максимальный - 14).

Основным методом в нашем исследовании выступил эксперимент. Исследование проводилось в 3 этапа: подготовительный, организационно-исполнительный и заключительный.

На подготовительном этапе осуществлялось пилотажное исследование   с целью обнаружения и анализа различий между преобладающими копинг – стратегиями подростков с различным уровнем субъективного ощущения одиночества. Цель была реализована в виде решения следующих задач: во-первых, была проведена диагностики уровня субъективного ощущения одиночества по всей подростковой выборке с помощью методики Д. Рассела и М. Фергюсона, по результатам которой были сформированы группы подростков с высоким, средним и низким уровнем ощущения одиночества. Процентный анализ групп показал, что для 30% подростков характерен высокий уровень ощущения одиночества, для 38% -низкий и только у 32% выборки выявлен средний уровень ощущения одиночества. Далее, мы изучили с помощью опросника «Способы копинга» (R.Lazarus, S.Folkman), адаптированный К.Л. Гусевой(1998), степени выраженности копинг-стратегий подростков и составили заключение о преобладающих стратегиях совладания в группах подростков с высоким и низким уровнем субъективного ощущения одиночества (далее по тексту называемые нами, соответственно,  группами «одиноких» и «неодиноких» подростков). Так, в обеих группах предпочитаемыми оказываются стратегии Самоконтроля и Положительной переоценки. На наш взгляд, такая тенденция может отражать реализацию возрастных задач развития, а именно: формирование Я-концепции, выработку подростками собственной независимой системы эталонов самооценивания и самоотношения. Наряду со сходством предпочитаемых стратегий преодоления, в совладающем поведении одиноких и неодиноких подростков также были установлены и качественные отличия способов копинга. В группе одиноких преобладающей является стратегия «бегства-избегания» - у 60% группы ее значения соответствуют высокой степени выраженности, а в группе неодиноких на первый план по частоте использования выходят стратегии «планирования решения проблемы» и «поиска социальной поддержки» (68,6% подростков данной группы применяют одну из них в качестве ведущей). Статистический анализ показал, значимость установленных различий между группами одиноких и неодиноких по степени выраженности стратегий «поиска социальной поддержки», «бегства - избегания» (p<0,01) и стратегии «планирования решения проблемы» (p<0,05). Отличия по применению остальных стратегий совладания не являются значимыми(p>0,05).

Заключительным этапом пилотажного исследования стало более детальное изучение различий профилей копинг-стратегий групп «одиноких» и «неодиноких» подростков с помощью опросника Adolescent Coping Scale (ACS) E. Frydenberg , адаптированный в Юношескую копинг-шкалу Т.Л. Крюковой (2001). Для качественного анализа степени выраженности копинг-стратегий в структуре совладающего поведения мы построили общие групповые профили совладающего поведения подростков, а также отдельно профили для каждого стиля совладания. Так, в профиле одиноких подростков к частоиспользуемым относятся неконструктивные копинг-стратегии Ожидания чуда, Беспокойства, Ухода в себя, Самообвинения и Отвлечения; из конструктивных преобладающими в данной группе являются стратегии Работы и достижения, Позитивного фокуса. В профиле неодиноких подростков частоиспользуемые неконструктивные способы совладания представлены стратегиями Беспокойства и Активного отдыха. Преобладающими конструктивными стратегиями в группе неодиноких являются такие копинг-стратегии, как Решение проблемы, Работа и достижения, Позитивный фокус, Социальная поддержка, Чувство принадлежности, Друзья. Резюмируя анализ групповых профилей совладающего поведения, в группе одиноких более выражен неконструктивный копинг, в процессе которого подростки занимают отстраняющуюся, пассивную позицию, переносят центр ответственности за происходящее либо исключительно на внешние силы (Ожидание чуда, Беспокойство), либо замыкаются в своем субъективном пространстве (Уход в себя, Самообвинение). Активное, конструктивное совладание в данной группе принимает форму достигающего поведения, в котором подростки стремятся скомпенсировать нерешенность некоторых проблем успехами в других областях и сферах деятельности. Саму проблемную ситуацию одинокие переформулируют в некий жизненный урок, делают выводы, выделяют в ней положительные моменты. В группе неодиноких, напротив, на первый план выходит активный, конструктивный копинг, представленный широким диапазоном стратегий социальной направленности и стратегией решения проблемы. Как и в группе одинокие, неодинокие подростки также часто применяют неконструктивную стратегию Беспокойства, что можно связать с общей эмоциональной нестабильностью данной возрастной группыИспользование статистического критерия Стьюдента подтвердило значимость установленных, которые послужили основой для построения формирующего эксперимента, цель которого - установление характера связи, существующей между преобладающими копинг-стратегиями и чувством одиночества.

1 2 3 4
Общее время работы: 9.9730491638184 мс
Использование памяти: 663 КБ