Материалы

Профилактика формирования чувства одиночества посредством развития копинг-стратегий


Таким образом, результаты пилотажного исследования послужили нам основой для построения формирующего эксперимента, цель которого - установление характера связи, существующей между копинг-стратегиями и уровнем ощущения одиночества.

На организационно-исполнительным этапе нашего исследования непосредственно проводилась экспериментальная работа: была разработана и реализована программа исследования. Эксперимент проводился по плану для двух неэквивалентных групп с предварительным и итоговым тестированием. В качестве независимой переменной выступили тренинговые задания, создающие условия для развитие копинг-стратегий «поиска социальной поддержки». В качестве зависимой переменной выступил уровень субъективного ощущения одиночества. Экспериментальной гипотезой выступило предположение: если подросткам создать психологические условия для актуализации конструктивных стратегий преодоления, а именно стратегий «поиска социальной поддержки», то это будет способствовать снижению у них уровня субъективного переживания одиночества.В экспериментальную и контрольную группы входило по 12 подростков, в каждой из которой: 6 из них обладают высоким уровнем субъективного переживания одиночества, 5 – средним, 1 - низким уровнем.

Для экспериментального воздействия была разработана программа по развитию активных конструктивных стратегий преодоления, в основу которой была положена модель активного адаптивного функционального копинг-поведения (Н.А. Сирота, В. М. Ялтонский), а также разработанные в отечественной и зарубежной психологии техники и методики. Разрабатывая методические обеспечения (психотехники) программы развития активных копинг-стратегий, мы исходили из модели активного адаптивного функционального копинг-поведения, созданной на базе результатов исследования здо­ровых социально-адаптированных подростков В.М.Ялтонским. Целенаправленное профилактическое воздействие данной модели на группу подростков приводит к формированию у них активных функциональных копинг-стратегий (стратегий поиска социальной поддержки и разрешения проблем ) и развитию определенных личностных и средовых копинг-ресурсов. Развитые копинг-стратегий и копипг-ресурсы, по мнению В.М.Ялтонского, являются психологическими факторами устойчивости к стрессу и сохранения психологического здоровья личности. В результате активного копинг-поведения группа сможет достигнуть социальной интеграции и конструктив­ной адаптации к условиям окружающей среды, то есть реализация данной модели позволит подросткам преодолеть негативное ощущение одиночества, гармонизировать их социальные взаимоотношения и внутриличностное самовосприятие.

После реализации программы развития конструктивных копинг-стратегий, нами была оценена ее эффективность. Так, в профиле копинг-поведения экспериментальной группы произошли следующие изменения: увеличились показатели по стратегиям социального копинга (Социальная поддержка, Профессиональная Помощь, Друзья, Принадлежность, Общественные действия) и степень выраженности стратегии Решения проблемы, относящейся к продуктивному стилю совладания. Произошло снижение показателей частоты использования неконструктивных стратегий: Ожидания чуда, Несовладания (Ухода в болезнь), Игнорирования, Ухода в себя. Степень выраженности стратегии Самообвинения осталась без изменений. Совершенно иные результаты мы видим в контрольной группе: практически все показатели степени выраженности копинг стратегий профиля совладающего поведения итогового тестирования не отличаются от показателей предварительного. На наш взгляд, этот факт объясняется устойчивостью и относительной стабильностью во времени преобладающих копинг-стратегий, то есть без организации специальной работы, включающей в себя создание особой установки на приобретение новых способов преодоления, подростки прибегают к привычным, сложившимся стереотипам совладающего поведения. Для подтверждения значимости различий сдвигов показателей копинг-стратегий в экспериментальной и контрольной группе мы использовали t-критерий Стьюдента, который констатировал, что различия между экспериментальной и контрольной группами являются достаточно значимыми (p<0,01). Исключение составили только сдвиги в показателях копинг-стратегий Ухода в болезнь и Самообвинения – значимых различий между ними установлено не было. Данный факт можно объяснить тем, что программа не ставила перед собой задачу развития Я-концепции подростка и не включала в себя телесноориентированные техники, работающие с психосоматическими симптомами, она , акцентировала свое внимание лишь на развитии стратегий «поиска соц. Поддержки». Таким образом, в цело, можно сказать, что программа занятий по развитию конструктивных копинг-стратегий оказалась эффективной.

1 2 3 4
Общее время работы: 392.62700080872 мс
Использование памяти: 660 КБ