Влияние физической культуры на физиологическое состояние студентки
Здоровье и обучение студенток взаимосвязаны и взаимообусловлены. Чем крепче здоровье студентки, тем продуктивнее обучение, иначе конечная цель обучения утрачивает подлинный смысл и ценность. Наблюдения показали, что девушки, регулярно посещающие занятия физической культуры, более собранны, бодрость и выносливость, приобретаемая при регулярных занятиях различными видами спорта, помогают им быстрее справляться с заданиями и курсовыми работами.
Сохранение и укрепление здоровья за время обучения – хорошая установка здорового образа жизни. Благодаря систематическим занятиям физическими упражнениями расширяются функциональные и адаптивные возможности организма студентки, улучшается деятельность нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем, организм лучше приспосабливается к неблагоприятным условиям внешней среды. [1]
Таким образом, систематическое и рациональное использование средств физической культуры и спорта в значительной мере способствуют укреплению здоровья, повышению общей работоспособности, приспособляемости организма студентки к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды.
Организм женщины имеет определенные анатомофизиологические особенности, которые необходимо учитывать при занятиях по физическому воспитанию. При планировании, организации и проведении учебно-тренировочного процесса с женщинами наряду с разрешением общих задач физического воспитания и совершенствования физических, моральных и волевых качеств, необходимо обеспечивать соответствующую подготовку женщин к лучшему выполнению функции материнства.
Учебно-тренировочные занятия с женскими группами отличаются от занятий с мужскими группами, прежде всего несколько меньшей физической нагрузкой, более постепенным нарастанием ее объема и интенсивности. Женский организм, в отличие от мужского, характеризуется менее прочным строением костей, меньшим общим развитием мускулатуры тела, жировая ткань женщин составляет до 28% веса тела, а у мужчин 18-19%. У женщин значительно слабее развиты мышцы сгибателей кисти, предплечья и плечевого пояса.
Для здоровья женщины большое значение имеет развитие мышц брюшной полости: брюшного пресса, мышц спины и тазового дна. От них зависит нормальное положение внутренних органов. Особое значение приобретает развитие мышц тазового дна. Одной из причин недостаточного развития этих мышц у студенток может являться малоподвижный образа их жизни, превалирование сидячей позы.
Анатомо-физиологические особенности женщин налагают на преподавателя большую ответственность за сохранение здоровья и повышение функционального состояния организма студенток при проведении учебнотренировочного процесса по физическому воспитанию. При занятиях с женскими группами каждый преподаватель обязан в более тесном контакте работать с врачом, осуществляющим врачебные наблюдения за занимающимися, более тщательно анализировать данные самоконтроля студенток, а также соответственно особенностям женского организма планировать и организовывать учебно-тренировочные занятия, тщательно подбирая средства и методы их преподнесения, а также объем и интенсивность предлагаемых тренировочных нагрузок и заданий.
Применение упражнений с предельными нагрузками для женского организма должно быть ограничено. Для укрепления здоровья женщин большое значение имеют упражнения, способствующие увеличению сил и эластичности мышц брюшного пресса и тазового дна, поэтому такого рода упражнения следует включать в учебно-тренировочные занятия постоянно, а также выполнять их во время утренней гигиенической гимнастики.
Преподаватель физического воспитания постоянно должен помнить сам и воспитывать у своих занимающихся понимание того, что женщине присуща функция материнства. В интересах здоровья своих детей она должна быть сама здоровой, разносторонне физически развитой, закаленной. Занимаясь физическими упражнениями и спортом со студентками, необходимо сохранить в них присущую женскому организму женственность, изящность телосложения и грациозность в движениях. Эти задачи должны решаться путем тщательного подбора упражнений, а также путем применения оптимального объема и интенсивности в тренировочных нагрузках. [3]
В настоящее время существует много способов излечения заболеваний средствами физкультуры и спорта. С помощью бега и других физических упражнений врачи успешно ведут борьбу с надвигающейся старостью, с одышкой и сердцебиением, общей слабостью и головокружением, гипертонической болезнью, коронарокардиосклерозом и многими другими болезнями. [2]
Длительная напряженная умственная работа снижает также возможности организма к ее качественному продолжению, наступает утомление как нормальная реакция организма. Утомление может вызвать состояние усталости, которое появляется перед наступлением утомления и является субъективным чувством человека. Усталость нарастает при непонимании значения выполняемой работы, неудовлетворенности ее результатами. Наоборот, усиление интереса, успешное завершение работы снижает чувство усталости. Утомление не всегда обнаруживается в одновременном ослаблении всех сторон деятельности. Снижение работоспособности в одном виде учебного труда может сопровождаться сохранением его эффективности в другом виде. Так, например, устав производить вычислительные операции, можно успешно заниматься чтением. Такое утомление, частичного характера, свойственно определенным видам умственного труда и является обратимым процессом.