Материалы

Назад в будущее: творчество Якова Чернихова


На следующем снимке фантазии Чернихова напоминают листок изогнутой бумаги, оригами, и также находят свое отражение в современной архитектуре.

Проект Arata Isodzaki (Курорт на минеральных водах) представляет те же самые «листки», только сгруппированные в единую композицию.

Этот прием мы находим и в отдельных зданиях. Например, библиотека в Сиэтле, архитектор Рем Кулхаас.

Также приемы архитектурных фантазий Чернихова можно проследить в творчестве архитекторов Бернара Чуми, Даниэля Либескинда и многих других.

Проводя параллель с современной архитектурой, нельзя не отметить, что Чернихов в своих работах воссоздавал беспредметную среду, где нет места конструкциям и материалам.

Яков Чернихов говорил: « Принцип беспредметности, принципы пользования беспредметным изображением является подлинной основой новейших экспериментальных изысканий в области архитектуры. В той или иной форме, рано или поздно он (принцип беспредметности) должен проникнуть в среду архитекторов. Внимание он уже завоевал, завоюет со временем доверие и признание. Всякое изображение нужно стремиться сделать так, чтобы оно захватывало внимание зрителя».

Сейчас наглядно видны тенденции беспредметности в японской архитектуре, которую можно охарактеризовать как «прогрессирующая дематериализация».

Многие архитекторы сейчас пытаются добиться беспредметности. Среда как бы есть, но в тоже время ее не существует, она растворена. Архитектура, не обладая какой-либо вещественностью, становится частью среды, проникает в нее. На мой взгляд, архитектура будущего должна создаваться энергией воображения и чистого исследования.«То, что было кем-то помыслено, уже существует».

 

Фонд нереализованных архитектурных проектов значительно превосходит объем проектов реализованных. Для их хранения и активного использования фонд Якова Чернихова (ICIF) организовал международный конкурс на создание «Музея современной архитектуры им. Якова Чернихова».

При исследовании творчества Чернихова мы обнаружили массу интересных и поразительно современных графических работ. Но наиболее вдохновила нас на создание нашего конкурсного проекта данная фантазия. В этом проекте мы стремились создать музей, напоминающий посетителям и прохожим о творчестве Чернихова путем простого использования его работы. Мы стремились создать образ картинки-формы, опустившейся на город, встроенной в городскую ткань, вырвавшейся из земли наружу. Это здание должно создавать эффект притяжения, вызывая подвижки в городе. Для расположения объекта мы выбрали исторический центр города Харькова – Университетскую горку. Нам было интереснее, как можно вырасти из места, чем просто форма в пустоте. Так как конкурсный проект является своего рода монументом смелому авангардисту, мы стремились создать эффект «непослушания» или даже вызова. Проект соединяет в себе поверхность участка с конструктивным каркасом здания, создавая новый рельеф, это своего рода гипер-структура. Мы стремились взглянуть на архитектуру и городскую среду, как на событие или даже праздник.

Очевидно, что наш город хочет быть чем-то поражён. Он открыт новым идеям уже много лет. Акт вызова, брошенного месту, в некотором роде гарантия того, что на него вообще обратят внимание.

Современные музеи давно отошли от традиционных схем организации экспозиции, их целью является привлечение все новых и новых целевых групп и предоставление публике возможности снова и снова посещать одно и то же «пространство искусств», каждый раз получая другие впечатления.

По принципу непрерывного выставочного калейдоскопа строится работа в хельсинской Кьясме, Центре Помпиду в Париже, «Новый Тейт» в Лондоне, музее живописи в Тулузе и др.

 

Сегодня единение искусства для избранных и представителей той части аудитории, которую легче представить в спортивном костюме и с бутылкой пива, чем во фраке и с бокалом шампанского – свершившийся факт.

Поэтому музей должен быть не просто хранилищем ценностей, а настоящим аттракционом, завлекающим, засасывающим в себя посетителей прямо из потока городской жизни. Предложенное проектное предложение находится на транзите, по его крыше можно гулять, а можно идти на работу, в его недрах находятся кинотеатр, ресторан, сменные экспозиции, библиотека, залы для перфоманса. Он не является отвлеченным объектом, музей впитывает в себя всю городскую жизнь с ее сумасшедшими ритмами и жаждой трансформаций.

Посетитель не должен следовать за устаревшей схемой «музей-бабушки-руками-не-трогать-скука», он должен быть непосредственным участником действа, он должен быть вовлечен в мир фантазий Якова Чернихова, должен сам проходить по лабиринтам, построенным по эскизам мастера, пугаться, шокироваться или радоваться, как ребенок. Для усиления этого эффекта мы использовали крупные инстоляции, которые располагаются в своего рода «щупальцах», вырывающихся из земли. Нас заинтересовало так называемое «умное стекло», которое может изменять прозрачность, цвет и функционировать как источник информации. Таким образом мы играем с чувствами посетителей. Гость в полумраке сам может пробираться сквозь инстоляции, исследовать огромную объемную картину Чернихова, быть участником видеоинстоляций, лазерного искусства и, пройдя эти испытания, он сталкивается с городской средой, рекой, на которую выходят драматические консоли, он может выйти на открытое пространство или просто уйти.

1 2 3 4
Общее время работы: 8.8281631469727 мс
Использование памяти: 660 КБ