Материалы

Качество знаний - как основная проблема в сфере образования


 

КАЧЕСТВО ЗНАНИЙ – КАК ОСНОВНАЯ ПРОБЛЕМА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

 

Правительство, ориентируясь на ускоренное экономическое развитие, объявило образование важнейшим направлением своей деятельности. «Результативность реформ (в сфере образования) сегодня следует измерять по показателям качества образования, его доступности и его соответствия потребностям рынка труда» (из послания Президента ВВ Путина Федеральному Собранию РФ от 26 мая 2004 года). Но, как известно, чем больше Правительство пытается внедрить новых программ, тем больше возникает проблем, которые препятствуют их реализации, и решению старых.

Одной из главных проблем в сфере образования, на мой взгляд, является проблема качественного образования учащейся молодежи. Будучи ключевым звеном экономики, высшее образование обеспечивает решение задач, связанных с подготовкой высококвалифицированных кадров для массовых сфер производства и обслуживания; формированием профессионально подготовленной научно-технической и управленческой элиты; выполнением функции научно-технического обслуживания производства и сферы управления; обеспечением и стимулированием инновационных процессов.

Конкретизируя источник проблемы, можно привести пример: в нашей стране много университетов, которые обещают всего за 30 у.е. за год в течение двух лет обучить вас и выдать вам диплом, например, специалиста- информатика. Можно себе представить, что 30 у.е. найдет практически любая семья и сможет выучить своего ребенка, но зная, что такое информатика можно представить какое образование получит и каким специалистом будет выпускник подобного университета. Получается, что качество напрямую зависит от количества. Таким образом, речь идет о взрывной волне создания сети филиалов университетов, цифры говорят сами за себя. За 10 лет в России возникло около 2,5 тыс. новых университетов и филиалов, и сейчас у нас в стране 3200 высших учебных заведений вместо 600, которые были в СССР и в начале 1990-х годов. Казалось бы, качество – это вторично, главное учиться, тем не менее, без качественного образования человек не будет чувствовать себя уверенно в жизни. Он просто не сможет строить то общество и решать те задачи, которые сегодня помогут российской науке, так как полученных знаний ему не хватит, и он будет обманут в своих ожиданиях.

Достаточно актуальна проблема качества экономического образования. Согласно Документу ЮНЕСКО «Реформа и развитие высшего образования», принятому в 1995 г., выделяют три критерия образовательной деятельности, наиболее существенно отражающие качество высшего образования.

Первый критерий – качество персонала, которое определяется степенью академической квалификации преподавателей и научных сотрудников вузов. Качество персонала и качество образовательных программ в сочетании процесса преподавания и научных исследований, при соблюдении условия их соответствия общественному спросу, определяют академическое качество содержания обучения. Общеизвестно, что качество персонала российской высшей школы за последние два десятилетия существенно ухудшилось: к этом у привела «утечка мозгов» как за границу, так и в другие смежные отрасли с более высокой оплатой труда, нежели в сфере образования, «старение» преподавательского состава в условиях стремительного развития научного прогресса и бизнесс-технологий. Лишь малая часть специалистов, получивших высшее экономическое образование, выбирают профессию преподавателя, это связанно, прежде всего, с относительно низкой оплатой труда. В связи с появлением в Государственной Думе проекта Федерального закона «О федеральном бюджете на 2006 год» в выступлениях видных политиков и руководителей органов исполнительной власти очень активно обсуждается во всех СМИ предполагаемое в 2006г. «существенное повышение оплаты труда работников бюджетной сферы». Действительно, в пояснительной записке к проекту бюджета на 2006г. содержатся предложения Минфина о проведении в 2006г. трёх этапов индексации заработной платы работников бюджетной сферы: с 1 марта, с 1 мая и с 1 сентября 2006г. Размер этих повышений от 8 до 4 % и неравномерен по разрядам ЕТС.

Второй критерий – качество подготовки студентов, которое в обстановке продолжающейся «массовизации» высшего экономического образования может быть достигнуто только при условии диверсификации образовательных программ, преодоления многопланового разрыва, существующего между средним и высшим образованием, и повышение механизмов учебно-профессиональной ориентации и мотивации молодежи. Прежде всего, необходимо желание студента получить образование, этому должны способствовать процесс обучения, престижность профессии, ее оплачиваемость, а так же востребованность и актуальность не только на сегодняшний день, но и на ближайшее будущее.

1 2
Общее время работы: 10.595083236694 мс
Использование памяти: 660 КБ