Проблемы подготовки специалистов в области маркетинга
Рис. Система принципов управления маркетинговой деятельностью
Один из принципов управления маркетингом предполагает профессионализм руководства. Подготовка специалистов в области маркетинга является важнейшей задачей на уровне предприятия, отдельного города и страны в целом. При обучении маркетологов необходимо учитывать кадровые проблемы, с которыми они неизбежно столкнутся в процессе будущей работы:
К тому же, в условиях развивающейся рыночной экономики требуются маркетологи, профессиональный уровень которых соответствует не только сегодняшним, но и перспективным требованиям к их компетентности. Сейчас мы живем в “обществе информации” - сегодня она самый дорогой товар. А в каком обществе мы будем жить, когда закончится информационное? В чем будет заключаться подготовка специалистов в области маркетинга в будущем?
Рольф Йенсен, работающий в Копенгагенском институте футурологии, говорит, что на смену “обществу информации” придет “общество мечты”. Он доказывает это на примере обычных куриных яиц. Несмотря на то, что рынок яиц – один из самых консервативных на планете, последние 10 лет наибольшим спросом пользуются яйца, снесенные курами на свободном выгуле. Покупатель не хочет, чтобы куры сидели в тесных клетках, он хочет, чтобы куры гуляли по траве. Это дороже для производителя и, собственно, для потребителя, но в Дании более половины продаваемых яиц – от “свободных” кур. Яйца от “свободных” и “несвободных” кур ничем не отличаются друг от друга. За что же покупатель платит больше? За историю. Вместе с желтком, белком и скорлупой покупателю продают рассказ о сельской романтике. О свободе. Так, Йенсен и его коллеги исследовали еще 50 товарных рынков и пришли к простому, но удивительному выводу: в будущем свойства товара станут намного менее значимыми, чем сегодня. Потому что продаваться будут в первую очередь истории. Что удивительно, схожие требования предъявит к нам рынок профессий. Корпорация не сможет обслуживать эмоции потребителей, не имея своих. Поэтому работа будущего – это, прежде всего, большая игра. Вакансии вроде “директор по настроению” или “начальник отдела по привлечению классных людей” появятся в ближайшие лет 20. Кстати PR-директор одной очень успешной пивоваренной компании теперь получил профессию директор по репутации.
Так появился бизнес, именуемый нейромаркетингом. Нейромаркетолог – это профессия 21 века. При магнитно-резонансном сканировании мозга “свечение” определенных его областей выдаст тестируемого, как бы он ни скрывал свое страстное желание или нежелание. Прогнозируют, что эта процедура станет частью процесса принятия решений сверху донизу во всякой крупной компании и нейроотделы станут обязательными в структуре корпораций.
В любом случае, маркетологи всегда были и будут “пламенным сердцем” компании, они не только должны способствовать объединению (а значит, и мотивированию) всех сотрудников компании во имя достижения общей цели – успеха на рынке, но и сами нуждаются в мотивировании.