Материалы

Традиции оздоровительной культуры стран индийской цивилизации


Освоить практику Йоги можно было у учителя – гуру. В «Йога-сутре», автором которой считается древнеиндийский мыслитель Патанджали, так же как и в системе йоги в целом вплоть до последователей практики йогов в наши дни, основная цель та же, что и в системе санкхьи. Она заключается в том, чтобы отделить пурушу от практити (дух от материи). Правила йоги, нормы гигиены и укрепления здоровья, а также жизневосприятие имели обязательную силу для всех членов арийских каст. В частности, врачам, военным, архитекторам и деятелям искусства предписывалось непосредственно перед началом работы и принятием решений выполнять упражнения на концентрацию внимания. Шудры (представители неарийских каст) йогой заниматься не имели права.

В медицинских университетах, созданных в Наланде и Такасилне во II в. до н.э., упражнения по системе йоги относились к бальнеологической и массажной терапии. Упражнения йоги основывались на традициях рациональной магии. Была выработана такая мистифицированная система движений, что ее высшие ступени были доступны только для посвященных.

Главное в системе йоги – практика, методы, упражнения, конечный смысл которых в том, чтобы индивид научился подавлять и контролировать свое обыденное сознание, свои чувства, ощущения, свою физическую и вообще жизненную активность. Это было необходимо для воспитания в себе особого, сверхчувственного сознания, подготовленного к встрече с пурушей (духовным началом).

Несколько тысячелетий тому назад в древнем индийском эпосе – Бхагават Гите сформулированы правила йоги для ученика:

«Уединившись в чистом месте, на твердом, невысоком ложе, покрытом шкурой лани и святой травою, сосредоточив ум, держа контроль ментала, чувств – он должен ради очищенья упражняться в Йоге… Держа неподвижно тело, голову и шею, как в Раджайоге, вертикально, вовнутрь взгляд погружая, фиксируя его на междубровье, от окруженья отрешась, ум держа спокойным и бесстрашным и Брахмачарью соблюдая, на Меня (на Божество) нацелив всю ментальность, Мне полностью отдавшись – он должен утвердиться в Йоге, и низшие движенья сознанья вольются в высший мир, покой…

Без исключения оставив все желанья, рожденные от силы вожделенья, чувствам запретив брести по сторонам под действием обычной суетной привычки, сосредоточив буддхи, - степенно надо прекратить ментальное деяние любое, ум зафиксировать на высшем Сущем, и ни о чем не должно думать…».

Комплекс практических приемов и методов в системе йоги весьма сложен. Для овладения им требуются выдержка, упорство, аскетическая дисциплина, жесткий самоконтроль, постоянная тренировка, умение поставить весь свой организм, даже его физиологические функции, под контроль волевых импульсов с помощью сложной психотехники.

Система самоподготовки и тренировки подразделяется на 8 этапов:

1. Воздержание (яма). Это принцип, который предполагает быть сдержанным во всем, уметь ограничивать себя в пище, в жизненных удобствах и тем более в страстях. Не причинять вреда живому.

2. Выполнение предписаний (нияма). На первый план выдвигается принцип ахимсы – отказ от убийства и нанесения вреда всему живому. Любое причинение вреда, даже словом, осуждалось. Выполнять предписания значило добиться полной гармонии поведения, мыслей, слов.

3. Упражнения для тела (асана). На этом этапе надлежало разучивать различные позы, обеспечивающие условия для сосредоточения, закалять тело, упражнять его, научиться управлять им.

4. Тренировка дыхания (пранаяма). Данный этап предусматривал обучение равномерному, медленному и глубокому дыханию. Необходимо также научиться регулировать дыхание, в том числе задерживать его без ущерба для организма.

5. Дисциплина чувств (пратьяхара) – последний из подготовительных этапов. Ее суть заключается в умении отключать свои органы чувств, не реагировать на внешние раздражители.

6. Дисциплина ума (дхарана). На этой стадии вполне подготовленный йог должен овладеть искусством регулировать свое сознание, уметь концентрировать свои мысли на избранном предмете или объекте (будь то часть его тела или абстрактный облик божества). Это уже первый шаг к состоянию высшей святости.

7. Созерцание (дхиана) – второй шаг к состоянию слияния с Абсолютом. Сосредоточенная на объекте мысль все углубляется, становится все более отвлеченной, иррациональной и в идеале, как считается, доходит до познания реальной первоосновы того иллюзорного феномена, на котором мысль сосредоточена.

1 2 3
Общее время работы: 18.393039703369 мс
Использование памяти: 661 КБ