Материалы

Система высшего образования и интегрированная социальная структура


 

Обучение грамоте ребенка, получение среднего, а затем высшего образования – фундамент будущей образованности и, наконец, просвещенности. В такой последовательности можно рассматривать этапы интеллектуального развития человека. Не секрет, что интеллектуально развитые люди довольно стойко переносят жизненные невзгоды, и чаще всего им присущи высокие морально-нравственные качества и духовность.

Право человека на получение образования закреплено в Конституции Российской Федерации. В статье 43, п.3 утверждается право каждого на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

Федеральный Закон «Об образовании» гарантирует гражданам на конкурсной основе бесплатность первого высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в пределах государственных образовательных стандартов.

В целях реализации права на образование граждан, нуждающихся в социальной помощи, государство полностью или частично несет расходы на их содержание в период получения ими образования. Государство создает гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.

Студентам-инвалидам I и II групп, сиротам, а также детям, оставшимся без попечения родителей, законодательно установлены льготы на период обучения в вузах. Во-первых, размер стипендии для них увеличивается на пятьдесят процентов. Во-вторых, при условии успешной сдачи вступительных испытаний в государственные и муниципальные высшие учебные заведения они должны приниматься вне конкурса. В-третьих, им гарантированы дополнительные выплаты в виде материальной помощи, средств на питание (для сирот) и др.

Однако практика показывает, что число детей-сирот или инвалидов, обучающихся в вузах, не велико. На наш взгляд, это связано с господствующей в нашем обществе дискриминационной социальной политикой, которая не позволяет социально незащищенным слоям населения, каковыми являются, в частности, сироты и инвалиды, в полном объеме осуществлять свои права.

Ограничения обусловлены следующими факторами:

1.      Наличие отклонений в умственном и физическом развитии детей-инвалидов и детей-сирот, не позволяющих справляться с нагрузками, связанными с получением высшего образования.

2.      Недостаточный образовательный уровень выпускников школ-интернатов и детских домов для продолжения образования в высших учебных заведениях.

3.      Отсутствие инфраструктуры и технических средств, необходимых для обучения инвалидов.

4.      Отсутствие кураторов, оказывающих поддержку сиротам и инвалидам, проживающим в общежитии, как в решении проблем, связанных с процессом обучения, так и в решении бытовых проблем.

5.      Недостаточная информированность выпускников школ-интернатов и детских домов о существующих в вузах образовательных программах; о наличии специальных проектов, направленных на поддержку социально незащищенных категорий студентов; о правах и дополнительных гарантиях для инвалидов и сирот в области образования.

И если первые два фактора с трудом поддаются коррекции, и их преодоления в кратчайшие сроки не представляется возможным, то третий, четвертый и пятый фактор мы в состоянии и даже обязаны преодолеть.

В последние годы в науке и практике крупных городов наметился переход от дискриминационной к реституционной модели социальной политики, что будет способствовать формированию в стране новой интегрированной социальной структуры.

1 2 3
Общее время работы: 675.15707015991 мс
Использование памяти: 659 КБ