Материалы

Влияние нравственного воспитания на формирование нравственной позиции будущих педагогов дошкольного образовательного учреждения


Нравственное воспитание личности - сложный и многогранный процесс, включающий педагогические и социальные явления. Однако процесс нравственного воспитания, в известной мере, автономен. На эту его специфику в свое время указывал А.С.Макаренко.

Существенным признаком процесса нравственного воспитания является его концентрическое построение: решение воспитательных задач начинается с элементарного уровня и заканчивается более высоким. Для достижения целей, как правило, используются все усложняющиеся виды деятельности. Этот принцип реализуется с учетом возрастных особенностей студентов.

Одна из задач воспитания для формирования нравственной позиции – компетентно организовать деятельность студента. В деятельности формируются нравственные качества, а возникающие отношения могут влиять на изменение целей и мотивов деятельности, что в свою очередь влияет на усвоение нравственных норм и ценностных ориентаций. Деятельность человека выступает и как критерий его нравственного развития.

Развитие нравственного сознания студента происходит через восприятие и осознание содержания воздействий, которые поступают и от родителей, и педагогов, и от средств массовой информации окружающих людей через переработку этих воздействий в связи с нравственным опытом индивида, его взглядами и ценностными ориентациями. В сознании студента внешнее воздействие приобретает индивидуальное значение и таким образом формирует субъективное отношение к нему. В связи с этим формируются мотивы поведения, принятия решения и нравственный выбор студентом собственных поступков.

Нравственное воспитание носит всеобщий характер, так как объектом морального регулирования является область отношений личности и общества. Для осуществления любой общественно-полезной деятельности субъект должен обладать совокупностью нравственных качеств. Поэтому нравственное воспитание в ВУЗе и ССУЗе в первую очередь направлено на формирование такой совокупности моральных качеств, которая необходима для выполнения любой социальной деятельности, и, прежде всего педагогической.

На основании изученной литературы, нами проведена экспериментальная работа для оценки сформированности у будущих педагогов на первой ступе профессионального образования нравственной позиции. Для диагностики мы выбрали структурные элементы, наиболее значимые на наш взгляд: ценностные ориентации, рефлексия, эмпатия.

В результате исследования ценностных ориентаций личности по тесту Рокича была составлена иерархия ценностей студентов и насколько каждая из них уже реализованы в жизни (в процентном соотношении). Следует отметить, что у студентов ведущее среди ценностей занимает:

ü            здоровье (физическое и психическое) – 74%;

ü            счастливая семейная жизнь – 70%;

1 2 3 4
Общее время работы: 8.4471702575684 мс
Использование памяти: 659 КБ