Материалы

Сущность экологической проблемы


История человечества есть продолжение истории Земли. Наша планета и ее живая оболочка (включая человечества) – единая система, подчиняющаяся ритмике солнечной активности и других космических воздействий.

Перед лицом экологической катастрофы нельзя не осознавать единства природы и общества, их органической связи и ответственности человека перед своей матерью-природой.

Диалектика взаимодействия природы и общества такова, что по мере развития общества его непосредственная зависимость от природы уменьшается, а опосредованная – усиливается. Любые изменения в характере, направленности и масштабах человеческой деятельности лежат в основе изменений отношения общества и природы. С развитием практически-преобразующей деятельности человека увеличились и масштабы его вмешательства в естественные связи биосферы. Поэтому возникает необходимость осмыслить все системные связи «человек-общество-производство-природа» с учетом принципа историзма [3; 238]

Невозможно анализировать общество, не принимая в соображение его взаимодействие с природой, поскольку оно живет в природе. Между природными и общественными началами нет пропасти, общество остается частью более обширного целого - природы.

Воздействие общества на природу обусловливается развитием материального производства, науки и техники, общественных потребностей, а также характером общественных отношений.

Природа – это системное образование естественных условий, весь органический и неорганический мир, не созданный человеком, а также - это объективная среда деятельности человека

Человек есть - природное существо; он – венец природы, высший биологический вид. Но он, прежде всего, социальное существо.

Новая социальная форма движения материи, представляющая собой не только ту или иную совокупность людей, но и результаты их общения и совместной деятельности, материальные и духовные ценности, созданные и разработанные людьми, получила название общество. Природа и общество едины, прежде всего, по своему происхождению. Общество – это по существу вторая, социальная природа, надстраивающаяся над первой. Человек – биосоциокультурное существо, представляющее собой единство биологических и социальных качеств. Человек живет на Земле в пределах тонкой ее оболочки – географической среды. Это та часть природы, которая находится в особо тесном взаимодействии с обществом и которая испытывает на себе его воздействие, вовлеченная в процесс общественного бытия, является не только средой обитания, но и объектом приложения труда [3; 54]

Она оказывает немаловажное влияние на развитие общества. Человеческая история – наглядный пример того, как условия среды и очертания поверхности планеты способствовали или, напротив, препятствовали развитию человечества. Однако человек не только адаптируется к условиям природной среды, но в своем взаимодействии с ней постоянно адаптирует ее, преобразуя ее в соответствии со своими потребностями и интересами. В прошлом использование человеком сил природы и ее ресурсов носило преимущественно стихийный характер: человек брал у природы столько, сколько позволяли его производительные силы. С развитием практически-преобразующей деятельности человека увеличились и масштабы его вмешательства в естественные связи биосферы.

Экологические проблемы в той или иной мере всегда сопутствовали становлению и развитию цивилизации. В настоящее время влияние производственной деятельности человека на окружающую природу возрастает небывалыми темпами. Новым условиям должен соответствовать новый тип отношений общества к природе: глобального, научно обоснованного регулирования, охватывающего как природные, так и социальные процессы, учитывающие характер и границы допустимого воздействия общества на природу с целью не только ее сохранения, но и воспроизводства. Воздействие человека на природу должно происходить не вопреки ее законам, а на основе их познания. Видимое господство над природой, приобретаемое за счет нарушения ее законов, имеет только кажущийся временный успех, а в результате оборачивается непоправимым ущербом и для природы, и для человека.

Человек, превращая все большую часть природы в среду своего обитания, расширяет тем самым границы своей свободы по отношению к природе, что должно обострять в нем чувство ответственности за преобразующее воздействие на нее. Здесь находит свое конкретное выражение общефилософский принцип, связанный с диалектикой свободы и ответственности: чем полнее свобода – тем выше ответственность. Этот принцип имеет и глубокий нравственно-эстетический смысл.

1 2 3
Общее время работы: 15.774965286255 мс
Использование памяти: 659 КБ