Материалы

Управление бизнес-процессами на предприятии с использованием программно-инструментальных средств


·        перспектива операций  (operational perspective).

Рассмотрим все уровни определения бизнес-процесса более подробно. При этом в качестве примера будем использовать бизнес-процесс “Оплата счета поставщика” (см. рисунок). С его помощью постараемся пояснить все уровни определения бизнес-процесса.

Перспективу управления потоком можно определить как математическое понятие - направленный граф: множество узлов, соединенных между собой дугами (возможными переходами). По переходам перемещается точка управления (указатель на активный узел процесса), руководствуясь правилами в маршрутных узлах. В узле, соответствующем шагу процесса (“на каждом шаге процесса”) BPM-система дает задание исполнителю (сотруднику или информационной системе) и ждет ответа (сообщения, что работа выполнена). После ответа исполнителя точка управления движется по переходу к следующему узлу процесса. К узлу, соответствующему шагу процесса, может примыкать только один входящий и один исходящий переход.

Маршрутный узел соответствует разветвлению-слиянию точек управления. В таких узлах BPM-система выбирает на основании содержащихся в маршрутных узлах правил следующий узел (узлы), в который будет передано управление. Поэтому с ними обязательно связано более одного входящего или исходящего перехода.

В выполняющемся бизнес-процессе одновременно может быть несколько точек управления. В соответствии с бизнес-логикой процесса точка управления в маршрутном узле может разделиться на несколько точек управления, также точки управления могут ждать друг друга в другом маршрутном узле и далее слиться в одну точку управления.

На рисунке приведен пример графа бизнес-процесса “Оплата счета поставщика”. Шаги изображены в виде прямоугольников со скругленными краями, началу процесса соответствует кружок с черным треугольником внутри, завершению - кружок с квадратом. Овальные элементы на рисунке соответствуют маршрутным узлам - точкам возможного разветвления/слияния точек управления.

Вначале бизнес-менеджер поставок вводит параметры предполагаемого платежа (номер счета, дата счета, сумма счета, фирма-контрагент, фирма - агент, комментарий). Далее автоматически производится контроль исполнения бюджета подразделения. Если текущая сделка превышает бюджет, то она автоматически отклоняется, и бизнес-процесс завершается.

Если бюджет подразделения не превышен, сумма сделки сравнивается с лимитом платежа. Далее, если лимит не превышен, автоматически происходит оплата счета, после чего бизнес-процесс завершается. При превышении лимита необходимо, чтобы платеж бы подтвержден финансовым директором.

Перспектива данных бизнес-процесса соответствует набору переменных, а также данных внешних информационных систем, которые используются при исполнении бизнес-процесса. Переменные бизнес-процесса могут являться входящими и исходящими параметрами при взаимодействии BPM-системы с информационными системами предприятия.

При помощи внутренних переменных происходит обмен информацией между шагами процесса и, как следствие, между внешними информационными системами, т. е. бизнес-процесс может переносить информацию в корпоративной информационной среде между разнородными информационными системами.

Перспективе ресурсов бизнес-процесса соответствует список исполнителей, которые могут выполнить его шаги. При этом под исполнителями мы понимаем как сотрудников предприятия, так и информационные системы или специализированные устройства. Такая перспектива плотно связанна с организационной моделью и моделью информационных систем предприятия.

В этот уровень надо также включить правила определения исполнителей шагов, эти правила различаются по видам. Например, бизнес-процесс может послать задание на выполнение всем членам группы пользователей, а выполнять это задание будет первый пользователь, отметивший задание в своем списке (у остальных членов группы это задание “пропадет”).

Перспективе операций бизнес-процесса соответствует список элементарных действий, совершаемых исполнителями в рамках шага.

Для сотрудника предприятия это будет просто набор операций с документом или визуальной формой с элементами управления, доступной ему на этапе исполнения шага, для ИС предприятия - список запросов или транзакций, позволяющих манипулировать данными через специальные интерфейсы в перспективе данных.

1 2 3
Общее время работы: 10.440111160278 мс
Использование памяти: 661 КБ