Материалы

Психолого-педагогические аспекты физического воспитания в ВУЗах


На обсуждение выносится следующая программа коррекции:

·        предоставление большей степени свободы занимающимся в плане выбора занимающимися всех аспектов интересующих их и удобных им физических практик;

·        акцентирование внимания занимающихся на их внутренней свободе выбора принятия решения и внутренней ответственности за принятое решение (понятие внутренней честности);

·        отмена системы тестов и контрольных нормативов в том виде, в каком она существует сейчас;

·        всемерная активация поощрения занимающихся («поглаживания» по Э.Берну).

С появлением новых современных методик систем телесно-ориентированной терапии, имеет смысл рассмотреть вопрос об их внедрении в практику обучения. Во всяком случае, на эту мысль наталкивает проводимая частнопрактикующими организациями популяризация подобных методов и эффективность таких практик.

Анализ существующих программ по физическому вопитанию однозначно указывает на их консерватизм. Молодежь отчетливо ощущает замедленную реакцию обучающего состава на внедрение новых элементов физических практик. Например, уже много лет новые для нашей страны, однако хорошо зарекомендовавших себя на протяжении многих сотен лет так называемых Восточные оздоровительные практики до сих пор практически нигде не внедрены, даже в виде отдельных элеменов. Речь идет, прежде всего, о таких сверхэффективных приемах традиционных Восточных практик, как: так называемые растяжки (которые оказывают преимущественное влияние на функции опорно-двигательного аппарата, в результате чего повышаются гибкость и подвижность в суставах, быстрота реакции, отчасти и сила мышц); практические навыки взаимосязи между фазой дыхания и конкретной формой движения (дающие возможность качественно, на порядок, повысить эффективность физической работы без расширения ее объема и интенсивности); наконец, и это, возможно, самое главное, поскольку имеет прямое отношение к мотивации, духовное понимание значения физического здоровья в рамках философии жизни человека.

В настоящее время здоровый образ жизни рассматривается как основа профилактики заболеваний. Это можно подтвердить тем, что, в частности, в США снижение показателей детской смертности на 80% и смертности всего населения на 94%, увеличение ожидаемой средней продолжительности жизни на 85% связывают не с успехами медицины, а с улучшением условий жизни и труда и рационализацией образа жизни населения. Вместе с тем в нашей стране 78% мужчин и 52% женщин ведут нездоровый образ жизни. В определении понятия здорового образа жизни необходимо учитывать два фактора – это генетическая природа данного человека и ее соответствие конкретным условиям жизнедеятельности. Существует множество оздоровительных программ по физической культуре, основанных на разных принципах воздействия на тело человека. Развитие знаний о человеческом здоровье во всем современном мире обусловило появление новых форм организации оздоровительной физической культуры, предназначенных для специфической профилактики определенных форм заболеваний.

В свете изложенного, по нашему мнению, следует резко активизировать, а, точнее, фактически начать заново широкую пропаганду современных коротких, рассчитанных на 2-3 минуты, ежедневных физических практик. Без государственнной «раскрутки» в сознании широких масс необходимости, привлекательности и эффективности таких практик пожелания оздоровить население, скорее всего, останется благими намерениями, ограничившись пустыми призывами.

Наш личный опыт понимания дисциплины «физическое воспитание» в качестве субъектов процесса, изучение мнения знакомых студентов из разных вузов разных регионов страны, а также недавних выпускников подтверждает правильность изложенного видения проблемы и подходов к ее решению.

1 2
Общее время работы: 26.175022125244 мс
Использование памяти: 658 КБ