Материалы

Человеческий капитал: формирование и оценка


Стопичева О.А.

Научный руководитель: канд. экон. наук, доц.

Бендерская О.Б.

Белгородский государственный технологический

университет им. В.Г. Шухова

 

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ: ФОРМИРОВАНИЕ И ОЦЕНКА

 

В современных условиях как никогда ранее усилилось внимание научной мысли к проблемам развития теории человеческого капитала, использования ее достижений и выводов для формирования социально ориентированного рыночного хозяйства, перераспределения имеющихся ресурсов в направлении повышения уровня и качества человеческого капитала, являющегося основой созидательной деятельности человека.

При рассмотрении роли человека в экономической жизни используется множество категорий и понятий: рабочая сила, потенциал человека, трудовые ресурсы, человеческий фактор, экономически активное население и т.д. В последней трети XX в. прочное место среди них в научной литературе заняла категория «человеческий капитал».

Появление ее не было случайно, оно явилось следствием коренных изменений, которые происходят в социально-экономической жизни общества под влиянием технологической и информационной революций. Если раньше в анализе человеческого ресурса главное внимание сосредоточивалось на количественных показателях, зарплате, доходах, то теперь – на качестве самого человека, его трудовой жизни. Обусловлено это тем, что в эпоху постиндустриального общества человек превратился в главную движущую силу экономического роста, основу накопления национального богатства, оттеснив на второй план в этом процессе материальные ресурсы.

Концепция человеческого капитала сегодня играет центральную роль в экономическом анализе, так как позволяет выйти в исследованиях на широкий аналитический простор, по-новому взглянуть на такие важные проблемы, как конкурентоспособность, экономический рост, эффективность производства, роль в рыночной экономике образования, науки, всей интеллектуальной сферы.

В настоящее время имеется множество определений понятия «человеческий капитал». Да иное и трудно себе представить, ибо речь идет о сложном и многогранном явлении. В научной литературе рассматриваются в основном два подхода к характеристике человеческого капитала: узкий и расширительный. Для первого характерны следующие определения: «Человеческий капитал – это образование, квалификация, приобретенная в процессе производства, знания и навыки, воплощенные в рабочей силе»; человеческим капиталом являются «знания и умения, которые люди приобретают посредством образования, профессиональной подготовки или практического опыта и которые позволяют им представлять другим людям ценные производительные услуги»; человеческий капитал есть «капитал в виде умственных способностей, полученный через формальное обучение или образование, либо через практический опыт».

Примерами расширительной трактовки понятия являются такие определения: «Человеческий капитал представляет собой совокупности экономических отношений, возникающих в общественном производстве между его субъектами по поводу формирования, развития и совершенствования способностей человека»; «под человеческим капиталом обычно понимается имеющийся у человека запас здоровья, знаний, навыков, способностей, мотивации, которые содействуют росту его производительности труда и влияют на рост доходов (заработков)».

Все авторы по-своему правы. И все же из всего разброса мнений о сущности человеческого капитала, на мой взгляд, можно сделать определенные выводы. В широком смысле человеческий капитал – это не что иное, как созидательный потенциал человека во всем его многообразии. Поэтому в данном случае понятия «трудовой потенциал» и «человеческий капитал» совпадают. Они, по сути, идентичны.

1 2 3
Общее время работы: 8.9321136474609 мс
Использование памяти: 658 КБ