Материалы

Техногенное радиационное загрязнение автомобильной дороги общего пользования


 

 

ТЕХНОГЕННОЕ РАДИАЦИОННОЕ ЗАГРЯЗНЕНИЕ АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ

 

Среди угроз техногенного происхождения экологической безопасности государства выделяются наряду с другими также радиационно опасные объекты такие, как: АЭС, предприятия по изготовлению ядерного топлива, его переработки и захоронения радиоактивных отходов, ядерные реакторы в НИИ, ядерные энергетические установки на объектах транспорта и тому подобное [ 1 ].

К перечню опасных производств государства относятся автомобильные дороги общего пользования высокой технической категории – автомагистрали, на которых тоже наблюдается радиационное загрязнение. Радиационное загрязнение относится к физическому наряду с тепловым волновым (световым, акустическим, электромагнитным) и др. Радиационное излучение состоит из природного и ионизирующих излучений посторонних источников. Дома, сооружения, автомобильные дороги экранируют излучение природного фона от внешних источников, а с другой стороны увеличивают его за счет радионуклидов, которые находятся в дорожно–строительных материалах и отходах промышленности минерального происхождения, а также минеральных удобрениях на сельскохозяйственных землях, на которых прокладываются автомагистрали. К технологическому фону также добавляются выбросы ТЭЦ и выбросы отработаных газов автомобилей при добавлении тетраэтилсвинца в топливо. Больше всего радионуклидов попадает в экосистему возле автомагистрали от дорожно–строительных материалов и отходов промышленности [2-4].

СанПиН-96 нормируют значения суммарной удельной активности природных радионуклидов в строительных материалах и сферы их использования по трем классам. Строительные материалы 1 класса имеют суммарную удельную активность природных радионуклидов не более 370 Бк/кг и могут использоваться для всех видов строительства. К 1 классу относятся такие материалы: гипс природный, песок, гравий, портландцемент, кирпич, гранит, пемза, зола. Строительные материалы 2 класса имеют суммарную удельную активность природных радионуклидов от 370 до 740 Бк/кг и могут использоваться для дорожного и промышленного строительства в границах территории населенных пунктов и зон перспективной застройки. Ко 2 классу относятся глиноземы, которые имеют радиоактивность не более 500 Бк/кг. Строительные материалы 3 класса имеют суммарную удельную активность природных радионуклидов от 740 до 1350 Бк/кг и могут применяться для дорожного строительства вне населенных пунктов и в границах территории населенных пунктов для строительства подземных сооружений, покрытых почвой свыше 0,5 м, где исключено пребывание людей. К 3 классу относится фосфогипс, который имеет радиоактивность не более 1340 Бк/кг [ 2 ].

В Европе до объединения существовало более 150 Еврорегионов, которые были созданы для развития и сотрудничества приграничных территорий. В Украине и России последние 3 года создается Еврорегион «СЛОБОЖАНЩИНА», в который входят Харьковская и Белгородская области.

При комплексном экологическом обследовании автомобильных лорог Еврорегиона «СЛОБОЖАНЩИНА» наряду с определением интенсивности и состава дорожного движения, погодно-климатических характеристик (влажности, скорости и направлени ветра), загазованности атмосфеного воздуха, уровня транспотрного шума мы определяли уровень техногенного радиоактивного загрязнения дороги и прилегающей территории.

Для определения уровня радиоактивного загрязнения и радиоактивных доз применяется дозиметрический контроль. Для предыдущих оценок радиационной обстановки на местности, автомагистрали, в жилье и рабочих помещениях можно применять бытовые дозиметры – радиометры.

1 2
Общее время работы: 9.6480846405029 мс
Использование памяти: 658 КБ