Материалы

Определение уровня валеологических знаний старшеклассников Белгородской области


Другая часть вопросов раскрывала психологические аспекты знаний учащихся. Школьникам были предложены вопросы о знаниях ими способов манипулирования людьми. Ранжирование ответов показало, что на первое место среди способов манипулирования учащиеся ставят «гипноз» (88 респондентов), на второе место – «наркотические вещества» (46 учащихся), на третье место – «шантаж» (41 ответ). Встречаются в ответах и «экзотические» способы «манипулирования», к числу которых некоторые школьники относят «убийство». Таким образом, можно сделать вывод о непонимании юношами и девушками сущности манипулирования, таких тонких, внешне позитивных приемов, как лесть, уговоры и др. По самооценке 101 школьника они не владеют методами психологической саморегуляции. В то же время, вызывают сомнения позитивные ответы на этот вопрос свыше 80 учащихся (поскольку в школах отсутствуют обучающие тренинги).

На вопрос о поведении в месте, охваченном паникой, 215 учащихся верно ответили, что делали бы все, чтобы не паниковать, 39 школьников старались бы успокоить других, а 25 - оценить ситуацию. Однако в своих ответах школьники не раскрыли целостности и последовательности своих действий в экстремальной ситуации.

О преобладающем валеогенном поведении учащихся свидетельствует тот факт, что подавляющее число из опрошенных – 251, не знают вкус наркотиков и лишь 6 школьникам доводилось пробовать наркотические вещества. В то же время, 208 учащихся не курили, 13 курили иногда и 18 – курят постоянно.

Следующий вопрос предлагал школьникам показать наиболее острые проблемы, с которыми сталкивается, на их взгляд, наше общество. Таковыми, по их мнению, являются терроризм (191 респондентов), распространение наркотиков (как считают164 учащихся), пьянство и алкоголизм -95 ответов.

Одна из задач опроса состояла в том, чтобы узнать оценку школьниками собственных знаний, что позволило бы более объективно оценить уровень знания школьников о ЗОЖ. Анализ ответов респондентов показал, что 115 учащихся считают свой уровень валеологических знаний средним, 82 – немного выше среднего и лишь 50 учащихся считают свой уровень знаний заметно выше среднего. В этой связи можно предположить, что большинство школьников, реально не имея твердых представлений о ЗОЖ, оценивая свои знания довольно высоко, находятся на уровне «неосознанной некомпетентности».

Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что даже в ведущих, с точки зрения педагогики здоровья, школах Белгородской области уровень валеологических знаний старшеклассников остается недостаточным, а занятия по данной проблематике нуждаются большей систематичности и научно-методическом обосновании. Назрела потребность в выстраивании в школах Белгородской области системы непрерывного и обязательного обучения учащихся культуре здоровья, в создании единой образовательной программы, учебно-методического комплекса по основам здорового образа жизни, в подготовке учителей здоровья.

 

1 2
Общее время работы: 21.448135375977 мс
Использование памяти: 656 КБ