Материалы

Особенности функционирования теневого сектора


 

Последствия функционирования теневой экономики

Одним из главных последствий тенизации экономики является деформация налоговой системы. Она проявляется в неравномерности отраслевой налоговой нагрузки и сокращении расходов бюджета. Уклонение от уплаты налогов приводит к росту налоговой нагрузки на законопослушных налогоплательщиков. В результате часть их уходит в «тень». А дальше круг замыкается: рост налоговой нагрузки на оставшихся снова вводит их в «тень». Общий объем производства товаров и услуг не меняется, но его официальная часть уменьшается.

Например, если правительство не знает, что темпы роста теневого сектора опережают темпы роста легальной экономики, оно ошибочно может продолжать стимулировать экономический рост. Тогда традиционные в этом случае рост денежной массы, рост государственных расходов и смягчение кредитно-денежной политики могут «перегрызть» экономику и вызвать рост инфляции. Если товары и услуги, производимые в «тени» дешевле легальных, правительство может переоценить темпы инфляции.

Кроме того, если официальная статистика не учитывает цены нелегального рынка, темпы инфляции могут быть занижены, как это происходит в Украине. Возможны ошибки и в политике занятости. Работники теневой экономики могут быть учтены как безработные. Недооценка параметров тени может также привести к перекручиванию платежного баланса и завышению показателей налогового давления, прибыли населения и государственных расходов. Если темпы роста теневых прибылей опереждают темпы роста официального ВВП, правительство может недооценить реальные потребности экономики в деньгах.

„Тень” способна значительно перекрутить структуру экономики. Она вызывает рост инвестиционных рисков, снижение инвестиционной активности, уменьшения спроса на инвестиционные ресурсы. Теневая деятельность ограничивает возможности привлечения предпринимателями инвестиционных ресурсов, особенно иностранных. Расширение теневого сектора стимулирует рост спекулятивных финансовых и торговых соглашений во вред развития реального производства.

При этом теневая экономика имеет и позитивную роль, которая заключается в том, что она создает рабочие места, которые не имеют возможности существовать в условиях официальной экономики, а также являются средством выживания и улучшения условий жизни большинства граждан.

Социально-политическими причинами живучести теневой экономики в известной мере являются: во-первых, нестабильность политической ситуации в Украине, во-вторых, недооценка общественной опасности существования теневой экономики, в-третьих, неадекватность форм и методов деятельности правоохранительных органов качественным изменениям в теневой экономике, в частности в экономической преступности.

Между тем теневая экономика приносит обществу и несомненные блага.

Во-первых, последствия спада в официальной экономике нередко перекрывают подъем в теневом секторе. Так было в Украине в 1991-1997 гг. когда теневая экономика, в сущности, помогла государству пережить глубокий экономический кризис. Ценой помощи стал высокий уровень коррупции и перестройка структуры экономики в преимущество секторов, которые находились в «тени» или обслуживали теневую экономику. Рост теневого сектора характеризуется укрывательством источников инвестиций. Таким образом, украинские инвесторы в кризисный период страхуют инвестиционные риски. Также следует заметить, что в «тени» ускоряется процесс концентрации капитала, который является очень важным для государств с переходной экономикой. Кроме того, те, кто получают нелегальные прибыли, расходуя деньги в легальной экономике, создают спрос на легально произведенные товары и услуги. Это означает, что «тень» стимулирует рост прибылей и налоговых платежей в смежных с теневыми отраслях. Теневая деятельность через использование легальных благ стимулирует легальный бизнес, и тем самым увеличивает ВВП.

Разработка методов ликвидации теневой экономики, как негативной части экономики Украины

Для противодействия теневой экономической деятельности и ее локализации целесообразно было бы разработать специальную комплексную программу, в основе которой должны быть глубокая либерализация и оптимизация экологического режима, внедрение лишь объективно вынужденных ограничений и требований со стороны государства. При этом либерализация включает либерализацию налогов, кредита, заработной платы, цен, экономической и внешнеэкономической деятельности.

1 2 3
Общее время работы: 83.322048187256 мс
Использование памяти: 660 КБ