Материалы

Необходимость и проблемы самостоятельных занятий студентов циклическими видами спортивной деятельности


Циклические упражнения (бег, велосипед, плавание) увеличивают приток лимфы к суставным хрящам и межпозвонковым дискам, повышают эластичность связок, что является лучшей профилактикой артроза и радикулита. Положительное влияние бега на функцию суставов возможно только при условии использования адекватных (не превышающих возможности двигательного аппарата) нагрузок, постепенного их увеличения в процессе занятий.

Ходьба на лыжах используется в северных регионах с соответствующими климатическими условиями и по своему оздоровительному воздействию не уступает бегу. Техника передвижения на лыжах более сложная и для неподготовленных начинающих может представлять определенные трудности. При ходьбе на лыжах, помимо мышц голени и бедра, в работу включаются также мышцы верхних конечностей и плечевого пояса, спины и живота, что требует дополнительного расхода энергии. В связи с этим в развитии аэробных возможностей и выносливости лыжники превосходят бегунов.

Участие в работе практически всех основных мышечных групп способствует гармоничному развитию элементов опорно-двигательного аппарата. Специфика двигательного навыка в ходьбе на лыжах повышает чувство равновесия в результате тренировки опорно-двигательного и вестибулярного аппарата. Отчетливо проявляется и закаливающий эффект, повышается невосприимчивость организма к простудным заболеваниям.

В плавании также участвуют все мышечные группы, но вследствие горизонтального положения тела и специфики водной среды нагрузка на систему кровообращения в плавании меньше, чем в беге или ходьбе на лыжах. Для достижения необходимого оздоровительного эффекта занятий плаванием необходимо развить достаточно большую скорость, при которой ЧСС достигала бы зоны тренирующего режима (не менее 130 уд/мин). Без овладения правильной техникой плавания сделать это довольно трудно.

Специфика условий для занятий плаванием (повышенная влажность, микроклимат бассейна) особенно благоприятны для людей с бронхиальной астмой. При плавании приступов астмы обычно не возникает, тогда как во время бега их вероятность выше. Практическое отсутствие нагрузки на суставы и позвоночник позволяет успешно использовать этот вид мышечной деятельности при заболеваниях позвоночника (деформация, радикулит и т.д.).

Вследствие высокого сопротивления воды на 1 м дистанции в плавании расходуется в 4 раза больше энергии, чем при ходьбе с аналогичной скоростью. В связи с этим плавание является прекрасным средством нормализации массы тела при условии регулярности нагрузки (не менее 30 мин 3 раза в неделю). При овладении техникой плавания, достаточно интенсивной и продолжительной нагрузке плавание может эффективно использоваться для повышения функционального состояния системы кровообращения и снижения факторов риска ишемической болезни сердца.

Для более разностороннего влияния на организм в течение многолетних тренировок целесообразно временное переключение с одного вида циклических упражнений на другой или же использование их в сочетании. Так, например, любители лыж в зимнее время могут полностью переключаться на данный вид спорта, а летом обязательно использовать регулярные беговые тренировки. Только круглогодичные занятия циклическими видами спортивной деятельности могут быть эффективны для профилактики различных заболеваний.

Таким образом, видно, что регулярные занятия циклическими упражнениями благоприятно влияют на здоровье. По данным же опроса студентов, можно сказать, что они не уделяют должного внимания физическим упражнениям, в том числе и циклическим. Это связано с различными причинами. 20% студентов не могут заставить себя заниматься. Основная масса опрошенных сетует на недостаток времени (44%). О загруженности учебной работой говорят 27% студентов; не привлекает спортивная деятельность 6%; на недостаточное питание указали 1% респондентов; на усталость ссылаются 2% опрошенных.

Выявлено, что студенты неохотно занимаются циклическими видами в силу длительности и монотонности выполняемой работы. Еще одной причиной является незнание молодежи о возможности оздоровления с помощью занятий этими видами. Об этом говорит опрос, который показал, что студенты не располагают полной информацией о беге, ходьбе на лыжах, плавании.

Физической культурой во вне учебное время практически весь год занимаются лишь 12% респондентов. Число занимающихся с сентября по май составляет треть от опрошенных, с мая по сентябрь более трети числа студентов. Главным мотивом, побуждающим к занятиям в летний период, выступает желание улучшить свое физическое состояние и фигуру. Совсем не занимаются – 24% студентов.

Таким образом, следует сказать, что студенты, несмотря на все условности (нехватка времени, лень, усталость и другое), обязательно должны заняться физической культурой, поскольку образ жизни, который они ведут, уже, как видим, отрицательно воздействует на их здоровье и в дальнейшем оно еще более может ухудшиться. А это неприемлемо, поэтому с молодых лет студенты должны заботиться об активном образе жизни и сохранять его на протяжении долгих лет.

1 2
Общее время работы: 20.838022232056 мс
Использование памяти: 660 КБ