Материалы

Понятие души и духовности в современной философии


б) Духовность человека как идеальность. Идеальность в целом ха­рактеризуется тем, что содержание любых явлений мира, общества интериоризируется человеком в чистом виде, освобожденное от объек­тивных, материально-предметных, пространственно-временных харак­теристик своего бытия. Это освоение предметности объективных яв­лений без самой этой предметности, сущности и образов вещей без самих этих вещей, освоение мира без самого этого мира. Для понимания души и еще более духа самым важным является определение идеальности, которое состоит в том, что идеальность есть отрицание реального, но притом такое, что последнее в то же время сохраняется, виртуально содержится в этой идеальности, хотя и не существует больше.

Огромную роль в становлении и развитии идеальности играет язык, категори­ально-понятийный строй сознания. Человеческая духовность и есть идеальный мир, оперирование идеальными формами.

в) Духовность как субъективный мир человека. Она существует
как внутренняя, интимная жизнь человека, она дана во внутреннем
созерцании человека, развертывается в его имманентном идеальном
пространстве и времени. Духовность человека целиком и полностью
субъективна, она представляет собой собственное Я человека, высту­пает как бытие, особенность этого Я. Духовность субъективно-инди­видуальна.

Из всего выше изложенного можно сделать вывод что духовность — это человеческий дух во всем богатстве и взаимосвязи его проявлений, выражаемых в вербальных и невербальных идеальных формах, выступающий как внутренняя субъективная реальность человека.. Мы разумеем под духовной личностью полное объединение отдельных состояний сознания, конкретно взятых духовных способностей и свойств.

Также специфической особенностью человека является наличие у него как бы двойной жизни: внешней, непосредственно наблюдаемой, и внутренней, скрытой от посторонних глаз. Во внутренней жизни человек мыслит, планирует, ведет внутренний диалог с самим собой. Внутренняя жизнь человека - это особый мир: мир мыслей, переживаний, отношений, желаний, стремлений и пр. Субъективный мир человека сложно организован, он безграничен в пространстве и включает в себя все измерения времени: прошлое, настоящее, будущее и даже - вечное. Только человек может заглядывать в завтрашний день, мечтать, жить будущим, выстраивать перспективу своей жизни, сохранять в себе прошлое и соизмерять себя с вечностью.

Только человек способен сделать самого себя, свой внутренний мир предметом сознания. Для психологического понимания человека указанное обстоятельство имеет особый смысл. Субъективную реальность человека совсем не случайно обозначают как его внутренний мир. Это действительно сложно организованный, согласованный внутри себя, развивающийся цельный мир. И если, к примеру, юрист строит свои действия и отношения с конкретным обвиняемым на основе выделения лишь отдельных сторон его субъективности, то тем самым он вступает с ним в обезличенно-формальные, утилитарно-прагматические отношения. Продуктивная деятельность юриста нуждается в опоре на целостное представление о психологии человека.

Духовный мир человека и его духовная жизнь – это прежде всего его миропонимания, осознания смысла и цели своей жизни, его ответы на коренные вопросы человеческого бытия. Система духовных ценностей человеческой личности и общества в основном едины (при этом не следует понятие «единств» толковать как одинаковость, нет, единства это тождество и различие. Оно одинаково в тех моментах, которые выражают социальное в человеке, его социальную родовую сущность). Они объединяются на разных уровнях и в разных формах и те ответы на кардинальные вопросы человеческого духа, которые обретает для себя личность, и тот определенный резервуар человеческого опыта, из которых черпает свое внутреннее, духовное богатство.

1 2 3
Общее время работы: 9.6139907836914 мс
Использование памяти: 658 КБ