Материалы

Исследование профессионального самоопределения


 

Исследование профессионального самоопределения

 

Выбор профессии, или профессиональное самоопределение, - основа самоутверждения человека в обществе, одно из главных решений в жизни. Выбор профессии определяет очень многое, а именно: кем быть, к какой социальной группе принадлежать, где и с кем работать, какой стиль жизни выбрать.

Психология развития отожествляет начало профессионального самоопределения – первый этап – с детской игрой, когда ребенок принимает на себя различными профессиональнее роли и проигрывает элемент связанного с ними поведения. Второй этап – подростковые фантазии, вызываемые различными привлекательными для подростка профессиями. Третий этап – подростковый и большая часть юношеского возраста - предварительный выбор профессии, когда разнее вид профессиональной деятельности "сортируются" и оцениваются с токи зрения интересов, способностей, систем ценностей подростка. И, наконец, четвертый этап – практическое принятие решения, включающее в себя два главных компонента: 1) определение уровня квалификации, объема и уровня профессиональной подготовки и 2) выбор специальности.

Процесс профессионального самоопределения пронизывает весь жизненный путь человека. Однако пиком этого процесса, переломным моментом в жизни является акт принятия решения о выборе профессии. По времени он обычно совпадает с окончанием общеобразовательной школы. Этот ответственный момент тесно связан с предшествующими этапами профессионального самоопределения, и на решение о выборе профессии влияет прошлый опыт личности.

Из всего многообразия подходов к проблеме психологических основ профессионального выбора и становления личности наибольшее распространение во всем мире получили два основных: с позиции теории черт и факторов и с позиции теории развития. Именно на их основе строится как исследовательская, так и практическая работа в области профессиональной ориентации.

Первая психологическая теория профессионального выбора в русле подхода с позиций теории черт и факторов была разработана в 1909 г. Ф.Парсоном. Это направление имеет самую богатую историю, да и в настоящее время оно не торопится уступать свои позиции. Основанием такого традиционного подхода является дифференциальная психология с ее психометрическими понятиями и методами, однако система собственных постулатов данного направления имеет определенную независимость от этих оснований.

В 1909 г. Ф.Парсоном были сформулированы следующие посылки:

а)      Каждый человек по своим индивидуальным качествам, прежде всего по профессионально значимым способностям, наиболее оптимально подходит к единственной профессии;

б)     Профессиональная успешность и удовлетворенность профессией обусловлены степенью соответствия индивидуальных качеств и требований профессий;

в)Профессиональный выбор является, в сущности, сознательным и рациональным процессом, в котором или сам индивид, или профконсультант определяет индивидуальную диспозицию психологических или физиологических качеств и соотносит ее с уже имеющимися диспозициями требований профессий.

Е.Гинцберг, разработавший одну из первых теорий профессионального развития, особо подчеркивал временные аспекты при выборе: подросток должен осознать временную перспективу с тем, чтобы уметь отказаться от немедленного удовлетворения потребностей, если при этом ему будет труднее достичь конечных профессиональных целей. Он должен уметь привнести будущее в психологическое настоящее. Е.Гинцберг рассматривает выбор не как одномоментное событие, а как растянутый на несколько лет процесс.

Подход с позиции теории развития начал разрабатываться в 1950-е годы. Основу его составляют положения теории черт и факторов Ф.Парсонса, дифференциальной психологии, феноменологии, Я-концепции, а также обобщение взгляда наук о человеке (биологии, физиологии и др.) на проблему развития, в том числе и выбора легли также положения психодинамических теорий.

1 2 3
Общее время работы: 10.558128356934 мс
Использование памяти: 658 КБ