Материалы

Высшее образование в контексте процессов глобализации и интернационализации


3. Высокая конкуренция и высокая информативная грамотность в высшем образовании. Большое количество университетов не могут конкурировать из-за высокой профессиональной специализации – корпоративные поставщики справляются с этой задачей лучше. Компьютерные программы на электронных носителях сменяют преподавателей; лучшие университеты выживают, предлагая за большую плату обучение для целостного развития личности. Возникает процесс социального отторжения, когда члены образовательного процесса, не кооперируясь друг с другом по причине одностороннего информативного образования становятся социально незначимыми, а следовательно и невостребованными

4. Низкая конкуренция и высокая информативная грамотность в высшем образовании. Усиливаются позиции виртуальных университетов, распространяется безбумажная деятельность. Университеты побеждают в конкурентном состязании с корпоративными поставщиками. Развиваются новые способы дистанционного сертифицирования по диверсифицированным программам. Однако наряду с победой на уровне корпоративных поставщиков, университеты становятся глобальными информационными системами, образование становится гомогенно-статичным, не предполагающим развития.

Глобализация не является исключительно отрицательным явлением для организации университетского образования – ее положительные следствия могут быть осознаны и использованы только в том случае, если университеты включатся в настойчиво предлагаемый ею процесс информатизации и международных коммуникаций. Глобализация образования не должна пониматься в качестве гомогенизации или, что еще опаснее, в качестве средства экономического доминирования; скорее, ее следует воспринимать как режим производства тождества и различия для социальных структур.

Чтобы глобализация в сфере образования проходила без катастроф (что достаточно реально при некачественном образовании для социальной сфере) необходимо и достаточно соответствия образовательных программ уровню гуманизации и социализии. Если учитывать логику социальной нестабильности в эпоху глобализации применительно к проблемам высшего образования, выделяя в качестве факторов давления на образовательные системы новые потребности общества и вызовы демографии (рост числа студентов при одновременной недоступности образования для маргинальных экономических и культурных групп, что способствует усилению политической напряженности), то достаточно выраженными будут именно социальные проблемы в высшем образовании, и решающую роль арбитра в данном вопросе справедливым будет передать государству. Существует также вопрос о противоречиях между ориентацией на предоставление услуг фундаментального образования (где знание само по себе оценивается как высшая ценность) и ситуативными потребностями рынка. Данную проблему в контексте глобализации предлагается вынести на международный диалог с целью установления определенных стандартов в рамках университетского образования, чтобы так часто употребляемый термин «конкуренция высшего образования» в реальности не поверг системы образования развивающихся стран, не сделал их зависимыми от транснациональных образовательных систем.

1 2 3
Общее время работы: 36.520957946777 мс
Использование памяти: 656 КБ