Физическая рекреация студентов во вне учебного процесса
Природа для человека изначально является целительным средством, и чтобы быть здоровым ему необходимо с ней постоянно общаться. Она вызывает подъем душевных и физических сил.
Как известно, основой активного отдыха является массово-оздоровительная физическая культура или, как сейчас принято говорить, физическая рекреация. Смысловое значение термина "рекреация" в переводе с латинского языка на русский различно. Так, "recreo" обозначает восстанавливать, отдыхать, обновлять, переделывать, выздоравливать, приходить в себя.
Рекреация - это деятельность студентов в свободное от занятий время с целью восстановления, укрепления физических и духовных сил и всестороннего развития личности в основном с помощью природных факторов на специально предназначенных для этого территориях, находящихся вне места постоянного жительства.
Функции рекреации подразделяются на медико-биологическую, социально-культурную и экономическую. В медико-биологической функции различают два аспекта: санаторное лечение и оздоровительный отдых. В свою очередь следует заметить, что оздоровительный отдых призван восстановить работоспособность студентов и снять у них нервно-психическое напряжение. Социально-культурная функция рекреации выделяет познавательную рекреационную деятельность, связанную с осмотром культурно-исторических ценностей, ознакомлением новых территорий.
Учебный процесс в высшем учебном заведении функционирует так, что после окончания экзаменационных сессий следует период отдыха - каникулы. От того как студенты в этот период проводят свой отдых, во многом зависит их дальнейшая активность в учебном процессе. Помогает разрешить данную проблему оздоровительно-спортивный лагерь. Он позволяет оздоровить студентов, внедрить среди них здоровый образ жизни, развить у них мотивацию к занятиям физическими упражнениями, укрепить самоорганизацию. Важное место в данной связи занимает физическая рекреация (рис. 1).
Особенно это относится к внеучебным занятиям физическими упражнениями. В данном случае представляется необходимым определить средства, формы, содержание и методы функционирования физической рекреации с точки зрения ее потребности, например, в летнее каникулярное время в оздоровительно-спортивном лагере.
В двигательные режимы студентов в оздоровительно-спортивном лагере "Технолог" в каникулярное время включены различные средства, формы и методы физической рекреации. Они проводились с учетом их состояния здоровья, возраста, пола и физической подготовленности. Основой физической рекреации были занятия физической культурной, лечебной физической культурой, массово-оздоровительными формами физической культуры и культурно-развлекательные мероприятия (дискотека, художественная самодеятельность, физкультурные праздники, соревнования, туристические походы, экскурсии и др.).
Из средств физической культуры использовались: физические упражнения, естественные факторы природы, двигательные режимы, массаж (самомассаж), трудотерапия, механотерапия. Из форм занятий применялись: утренняя гигиеническая гимнастика, оздоровительная гимнастика, дозированная ходьба, терренкур, занятия на "тропе здоровья", оздоровительный бег, плавание, самостоятельные занятия физическими упражнениями и др. Методы этих занятий: индивидуальный, малогрупповой, групповой.
В условиях нашего лагеря не менее важное значение занимали занятия по дозированной ходьбе. Особенность такой ходьбы заключалась в возможности точно дозировать нагрузку по пройденному расстоянию и скорости движения. Маршрут был проложен по ровной местности.
В первый день студентам рекомендовалось пройти 1 500 м. Каждый день расстояние увеличивалось на 500-600 м. Перед окончанием отдыха студент осваивал 4-5 км дозированной ходьбы. Скорость ходьбы во время освоения маршрута была переменной - 100-120 шагов в минуту, иногда и более. Осваивали маршрут ходьбы ежедневно в одно и то же время - за 1,5-2 часа до еды или через 1,5-2 часа после еды. Нагрузку во время ходьбы дозировали путем изменения продолжительности, скорости и длины шага.