Материалы

Физическая рекреация студентов во вне учебного процесса


Природа для человека изначально является целительным средством, и чтобы быть здоровым ему необходимо с ней постоянно общаться. Она вызывает подъем душевных и физических сил.

Как известно, основой активного отдыха является массово-оздоровительная физическая культура или, как сейчас принято говорить, физическая рекреация. Смы­словое значение термина "рекреация" в переводе с латинского языка на русский раз­лично. Так, "recreo" обозначает восстанавливать, отдыхать, обновлять, переделывать, выздоравливать, приходить в себя.

Рекреация - это деятельность студентов в свободное от занятий время с целью восстановления, укрепления физических и духовных сил и всестороннего развития личности в основном с помощью природных факторов на специально предназначен­ных для этого территориях, находящихся вне места постоянного жительства.

Функции рекреации подразделяются на медико-биологическую, социально-культурную и экономическую. В медико-биологической функ­ции различают два аспекта: санаторное лечение и оздоровительный отдых. В свою очередь следует заметить, что оздоровительный отдых призван восстановить работо­способность студентов и снять у них нервно-психическое напряжение. Социально-культурная функция рекреации выделяет познавательную рекреационную деятель­ность, связанную с осмотром культурно-исторических ценностей, ознакомлением но­вых территорий.

Учебный процесс в высшем учебном заведении функционирует так, что после окончания экзаменационных сессий следует период отдыха - каникулы. От того как студенты в этот период проводят свой отдых, во многом зависит их дальнейшая ак­тивность в учебном процессе. Помогает разрешить данную проблему оз­доровительно-спортивный лагерь. Он позволя­ет оздоровить студентов, внедрить среди них здоровый образ жизни, развить у них мотивацию к занятиям физическими уп­ражнениями, укрепить самоорганизацию. Важное место в данной связи занимает физическая рекреация (рис. 1).

Особенно это относится к внеучебным занятиям физическими упраж­нениями. В данном случае представляется необходимым определить средства, фор­мы, содержание и методы функционирования физической рекреации с точки зрения ее потребности, например, в летнее каникулярное время в оздоровительно-спортивном лагере.

В двигательные режимы студентов в оздоровительно-спортивном лагере "Технолог" в каникулярное время включены различные средства, формы и методы физической рекреации. Они проводились с учетом их состояния здоровья, возраста, пола и физической подготовленности. Основой физической рекреации были занятия физической культурной, лечебной физической культурой, массово-оздоровительными формами физической культуры и культурно-развлекательные мероприятия (дискоте­ка, художественная самодеятельность, физкультурные праздники, соревнования, ту­ристические походы, экскурсии и др.).

Из средств физической культуры использовались: физические упражнения, ес­тественные факторы природы, двигательные режимы, массаж (самомассаж), трудоте­рапия, механотерапия. Из форм занятий применялись: утренняя гигиеническая гимна­стика, оздоровительная гимнастика, дозированная ходьба, терренкур, занятия на "тропе здоровья", оздоровительный бег, плавание, самостоятельные занятия физиче­скими упражнениями и др. Методы этих занятий: индивидуальный, малогрупповой, групповой.

В условиях нашего лагеря не менее важное значение занимали занятия по до­зированной ходьбе. Особенность такой ходьбы заключалась в возможности точно до­зировать нагрузку по пройденному расстоянию и скорости движения. Маршрут был проложен по ровной местности.

В первый день студентам рекомендовалось пройти 1 500 м. Каждый день рас­стояние увеличивалось на 500-600 м. Перед окончанием отдыха студент осваивал 4-5 км дозированной ходьбы. Скорость ходьбы во время освоения маршрута была пере­менной - 100-120 шагов в минуту, иногда и более. Осваивали маршрут ходьбы еже­дневно в одно и то же время - за 1,5-2 часа до еды или через 1,5-2 часа после еды. На­грузку во время ходьбы дозировали путем изменения продолжительности, скорости и длины шага.

1 2 3
Общее время работы: 119.42720413208 мс
Использование памяти: 658 КБ