Использование нетрадиционных форм изучения морфологии русского языка
Литература
1. Кошкина Э. Е. Нестандартные формы обучения младшего школьника. – Курск: Просвещение, 1993. – 44 с.
2. Кульневич С. В. Нетрадиционные уроки в начальной школе. – Ростов н/Д.: Учитель, 2002. – 176 с.
РЕФЕРАТ ДОКЛАДА И.С. КУДРИНОЙ
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ ИЗУЧЕНИЯ МОРФОЛОГИИ РУССКОГО ЯЗЫКА»
Нетрадиционные уроки русского языка – относительно новое явление в методике. Они отличаются яркостью, самобытностью, нестандартностью, отсутствием строгой структуры. Изучение такого сложного раздела русского языка, как морфология, возможно на уроках такого типа.
Кушнарева Т.Н.
Научный руководитель: канд. пед. наук, доц.
Яковлева Т.В.
Белгородский государственный университет
ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА ШКОЛЬНИКОВ К ИСТОРИИ РУССКОГО ЯЗЫКА (НА МАТЕРИАЛЕ
УСТАРЕВШЕЙ ЛЕКСИКИ)
«Родной язык – это язык слов: больших и маленьких, простых и сложных, понятных и непонятных. Сама природа слова, его связь с окружающим миром требует вдумчивого и осмысленного подхода к работе над лексикой русского языка. Через родное слово, как отмечал К.Д. Ушинский, отражается вся история духовной жизни народа. Поэтому, на наш взгляд, так важно с самого начала обучения ребенка в школе раскрыть «загадки» и возможности родного языка, привить интерес к нему, формировать и развивать чувство слова». (Вижанкова 1990:4).
На уроках русского языка учитель уделяет достаточное внимание грамматическому, орфографическому и структурному анализу слов, значительно меньше работая при этом над их семантикой.
Часто в текстах упражнений по русскому языку и в текстах литературных произведений встречаются слова, вышедшие из повседневного употребления – это устаревшие слова. Они входят в состав устаревшей лексики. И очень важно познакомить детей с такой лексикой: разъяснить значение устаревших слов, научить пользоваться словарями с тем, чтобы узнать толкование слова, как употреблять эти слова в речи.
Такая работа будет прививать детям любовь к родному языку, вызывать интерес к русскому языку как к учебному предмету.
Устаревшая лексика по школьным программам стала предметом изучения недавно и только по программе «Начальная школа XXI века». По другим программам специально не изучается. Но и по программе «Начальная школа XXI века» на изучение устаревшей лексики отводится всего лишь два урока русского языка. Этого, конечно же, недостаточно для того, чтобы учащиеся достаточно хорошо усвоили такую тему. В то же время в художественных произведениях, изучаемых в школе, таких произведений немало.