Материалы

Проблема воли: философский и психологический аспекты


•Количество предопределяющих факторов, действующих одновременно, неизбежно стремится к бесконечности;

•глубина сущностных признаков конкретной детерминанты так же окажется неисчерпаемой;

•далее анализируя временное измерение, пытаясь определить детерминанты детерминант, мы никогда не придём к первоисточнику.

Вышеперечисленные факты, ставят под сомнение саму теорию детерминизма.

Кроме того, согласно принципу системности, составные элементы системы, интегрируясь друг с другом, порождают качественно иное свойство. Данный принцип с неизбежностью должен распространяться и на систему детерминант.

Возможно, что в этом, «качественно ином» а так же в категории бесконечности и нужно искать «секрет» свободы.

Отрицание существования волевых качеств личности

Все живые существа «стремятся» избежать неблагоприятного для них состояния (состояния, которое они испытывают), и соответственно приблизиться к благоприятному. На всех стадиях развития один и тот же принцип существования - движение от отрицательного состояния к положительному. Таков один из механизмов существования живого.

Чем на более высокой ступени развития находится живая система, тем сложнее этот механизм.

На уровне человеческого развития он достигает максимальной сложности. В результате чего он принимает такие формы и закономерности своего функционирования, которые настолько сильно видоизменяют его, что увидеть и признать за этими формами тот самый общий, фундаментальный механизм, становится очень трудно.

Итак, человек как живой организм тоже живёт по этому принципу. Любая форма человеческой активности направлена на достижение более благоприятного состояния. Защитный рефлекс может избавить человека от ожога, употребление пищи позволяет удовлетворить чувство голода, изучение философии вызывает эмоцию интереса, а чувство симпатии побуждает нас к общению. В совокупности все подобные факторы и составляют мотивацию человека.

Но, большинство поступков человека, на первый взгляд, прямо противоречат вышеизложенным предположениям. Люди, совершая волевое усилие, преодолевают непосредственные потребности, желания. Вместо непосредственного получения удовольствия, подчиняют свою деятельность более отдалённым целям, часто осуществляя большие физические и психические усилия, преодолевая трудности, осуществляя сложные процессы саморегуляции и переживая «борьбу мотивов». Эти и другие явления, составляя по мнению многих психологов сущность воли, практически не оставляют у них сомнений по поводу реальности последней.

Как уже было сказано, принцип гедонизма у человека оказывается настолько завуалированным, видоизменённым, непохожим на такой же принцип у низших животных. Этому способствует высокий уровень развития психики человека, его нравственные качества, высшие психические функции, культура. Всё это, и многое другое, создаёт для человека определённое, соотношение благоприятного и неблагоприятного состояния, и в зависимости от того, какое из них окажется доминирующим, в каждом конкретном соотношении, и будет определяться направление волевого акта.

Приведём пример для иллюстрации вышесказанного. Допустим, подросток желающий доказать другим свою смелость прыгает в воду с высокой вышки, преодолевая свой страх. С одной стороны, он испытывает сильное чувство страха перед предстоящим прыжком, с другой, понимает, что если он не прыгнет, его будут считать трусом. Он прыгает, т. к. в данном случае социальный страх (например, страх стыда) оказывается сильнее биологического. Схожие процессы (стремление снизить неблагоприятное состояние или приблизиться к благоприятному), можно обнаружить и в других волевых актах.

Нужно сказать, что данный пример представляет собой продукт абстрагирования и преувеличения существенных признаков и закономерностей, конечно в действительности всё гораздо сложнее. Например, мотивов заставляющих человека совершить волевой акт гораздо больше как в количественном, так и в качественном отношении (биологические и социальные потребности, установки, интересы, страхи, желания и др.). Но неизменным остаётся один принцип - принцип движения к более благоприятному состоянию.

Философский аргумент, утверждающий существование воли

1 2 3
Общее время работы: 11.425971984863 мс
Использование памяти: 658 КБ