Перспективы внедрения PR-технологий в учреждениях культурно-досуговой сферы
Тем, кто занимается организацией праздника, хорошо знакома его оборотная сторона: кропотливые приготовления, многократные согласования, координация работы технических служб и творческих коллективов.
Для подготовки любого мероприятия организаторы пользуются определенными технологиями, направленными на решение конкретных задач и состоящими из последовательности приемов и техник. В истории их применения было время, когда их возводили в культ, но были и моменты абсолютного неприятия. Как показала практика, крайности не оправдывают себя. Технологии не должны быть жесткими: всегда следует оставлять место для творческой инициативы и свободы участников в использовании психологических механизмов, присущих шоу, - импровизации, соревновательности, многоплановости.
В развернутом виде технологическая цепочка менеджмента в сфере культуры осуществляется в шесть этапов:
- принятие решения о проведении мероприятия;
- планирование;
- подготовка;
- проведение;
- анализ и контроль итогов.
Рассмотрим более подробно технологические этапы подготовки и реализации праздничной программы.
На первом этапе следует определить темы и формы проведения мероприятия, поскольку у каждого из них есть свои технологические особенности. Так, например, мероприятие в форме диспута принципиально отличается от театрализованного представления. Оргкомитет разрабатывает и утверждает программу мероприятия, распределяет обязанности, создает рабочие группы: творческую, организаторскую, техническую. Творческая группа готовит сценарий мероприятия. Многое зависит от режиссера, утверждением кандидатуры которого занимается председатель оргкомитета. Организаторская задача состоит в координации усилий всех заинтересованных сторон. В завершение председатель оргкомитета утверждает смету финансовых затрат.
Проведением рекламных и PR-акций занимается творческая группа. Ей предстоит продумать форму пригласительных билетов для VIP-персон и соответствующий ритуал мероприятия, изготовить афиши и буклеты. Хорошо срабатывает и тщательно продуманная легенда, изложенная простым и понятным языком – основная «приманка» предстоящего мероприятия, которая обязательно должна содержать:
- историческую ссылку;
- описание предлагаемого ритуала;
-обобщающий комплимент приглашаемым – потенциальным участникам;
- объяснение выгод для гостей и участников.
Наработан и определенный опыт PR-сопровождения в виде использования следующих приемов:
- организация публичных выступлений для лидеров мнений;
- составление и рассылка пресс-релизов;
- подготовка и проведение пресс-конференций;
- подготовка и проведение круглого стола с участием всех заинтересованных сторон;
- разработка эскизов и изготовление сувенирной продукции;
- подготовка цикла статей для СМИ;
- организация передвижной или тематической выставки.
Также заранее можно объявить конкурс соответствующей тематики (например, сочинений) и провести творческий или обучающий семинар для организаторов. Очень важно также решить вопросы охраны, противопожарной безопасности, еще раз обратить внимание на наличие указателей и схем движения, подготовить штат сопровождающих для VIP-персон. Также стоит заранее побеспокоиться о присутствии на мероприятии медработников.
На этапе реализации стоит помнить о нескольких важных моментах:
- активно вовлекать в действие и зрителей, и участников;
- представить всех уважаемых гостей праздника и предоставить им слово;
- устроить эффектную церемонию закрытия, о которой участники будут помнить до следующего праздника (классические примеры – плачущий Олимпийский Мишка на воздушном шаре, гашение огня, спуск флага);
- назначить дату нового праздника (таким образом делается шаг к основанию традиции и приобретению друзей мероприятия).
На этапе анализа необходимо провести «разбор полетов» среди организаторов и исполнителей:
- зафиксировать полученный опыт;
-выявить отношение к мероприятию зрителей и выступающих;
- отметить всех организаторов и исполнителей;
- подвести финансовые итоги.
О последних следует сказать отдельно. Нужно не просто подсчитать затраты на мероприятие и оформить отчетную документацию. Целесообразно рассматривать и те многочисленные факторы, которые работают против праздника: непродуманные заявления властей, отрицательные стереотипы в сознании граждан, недостаточность информации и др.