Материалы

Система менеджмента качества как гарантия конкурентоспособности предприятий агропромышленного комплекса


 

Предстоящее вступление во Всемирную торговую организацию обязывает многих руководителей предприятий агропромышленного комплекса (АПК) делать основной упор на внедрение системы менеджмента качества и безопасности продукции на базе международных стандартов. Делается акцент на создание производств с использованием прогрессивных технологий по выпуску конечного продукта, отвечающего качеству импортируемых товаров.

В последние годы все большее число российских предприятий АПК принимают стратегическое решение о создании системы менеджмента качества по стандарту ИСО 9001:2000. Сформулированные в них принципы менеджмента и критерии качества, по сути, вобрали в себя основной опыт международного сообщества по созданию конкурентоспособного бизнеса.

Причины, которые побуждают российские предприятия инициировать процесс сертификации по стандарту ИСО 9001:2000, достаточно многообразны: это может быть стремление повысить собственную конкурентоспособность или эффективность своей деятельности, выход на рынки сбыта не только в нашей стране, но и на международные и стран СНГ, завоевания доверия потребителей, стратегических партнеров, собственников или инвесторов. Опыт проектной деятельности по постановке системы качества дает основание утверждать, что система управления качеством – это весьма эффективный инструмент эволюционного совершенствования деятельности предприятия. Вот почему в новой версии стандартов ИСО серии 9000 и сделан акцент на процессный подход к организации и управлению работами, главная цель которого – избавиться от разобщенности, неэффективности и внутренних конфликтов, присущих многим функциональным иерархическим организациям. Перенос центра тяжести с функции на процесс интегрирует все действия (операции), предпринимаемые организацией для удовлетворения данного конкретного потребителя или данного сегмента рынка. Такое объединение обеспечивает единство управления и освобождает высшее руководство от решения текущих задач, связанных с оперативным управлением процессами. Это сулит массу преимуществ, поскольку позволяет высшему руководству сосредоточиться на ключевых стратегических направлениях развития бизнеса. Сюда, прежде всего, относятся постоянные усилия по совершенствованию миссии организации, ее видения, стратегического плана и бюджета. Кроме того, это позволяет совершенствовать организационную культуру и, конечно, постоянно искать и находить новые возможности в виде рынков, инноваций, конкурентных преимуществ. Остается за высшим руководством и задача непрерывного совершенствования самой организации, и задача дирижирования всем «организационным оркестром».

С одной стороны, все сказанное выше просто подталкивает специалистов по качеству к системному подходу к проблемам оптимального управления организациями. С другой стороны, многие руководители начинают понимать, что разработанная в первой половине прошлого века методология управления, ориентированная только на финансовые показатели организации, бесперспективна в новых условиях быстро меняющегося мира и глобальной конкуренции. Именно поэтому во всем мире наблюдается такой интерес к системе сбалансированных показателей. И в России последнее время явно растет к ней интерес. Справедливо утверждение, что сегодня менеджмент качества является главным, доминирующим видом менеджмента фирмы в условиях рыночной экономики. Важный вывод заключается в том, что система менеджмента качества рассматривается не как некоторая (пусть даже очень большая) подсистема, а как вся система внутрифирменного управления, все функционирование которой нацелено на критерии качества выпускаемой продукции, процессов и всей многообразной деятельности.

Технократический взгляд на качество рассматривал качество продукции как совокупность присущих ей «объективных» свойств. Среди этой совокупности свойств не находилось места, например, экономическим показателям, показателям степени удовлетворенности потребителей, мотивированности персонала, другим проявлениям «производственных отношений». Качество продукции – это совокупность взаимоотношений всех заинтересованных сторон с изготовителем по поводу совокупности свойств продукции.

1 2
Общее время работы: 17.443895339966 мс
Использование памяти: 658 КБ