Материалы

Религиозные секты и будущее России


Любая такая «микро-культура», в силу своего тоталитарного характера (А. Л. Дворкин ввел определение тоталитарной секты), автономна, замкнута наряду с общими для всех сект чертами имеет свой неповторимый облик и достаточно специфична, но единственно, на что она способна – это оставить лишь уродливый «шрам» на лице всеобщего сознания.

Говоря по существу, всевозможные секты: «Общество Сознания Кришны», «Сайентология» -Хабборда, «Аум Синрике», «Церковь Объединения» и многие другие, привлекают тысячи и тысячи своих стороников из-за своих не тривиальных религиозных концепций, тем более, вроде бы должно заслуживать доверия, что многие из них основывают свои учения на религиозных догматах христианства.

По Розанову, в России «хождение по мукам», «метание из огня в воду» стало привычным явлением за последние полтора века, время прозападного процветания, именуемого гордым названием «прогресс». По С.О. Елешеву, проявлению и окончательному оформлению идеологии «прогрессизма» предшествовало широкое распространение рационализма, где рационализм, в свою очередь трактуется, как философское течение признающее человеческий разум основой познания мира. Секты порой причудливо сочетают «прогрессизм» и мистику.

Не трудно догадаться, что общество, которое признало человеческий разум авторитарной составляющей, не подчиняющейся чьей либо воле, как автономное средство познания, постепенно перейдёт к некоему философскому течению, сущность которого будет заключаться в полном отстранении от Бога, что в частности и произошло, где носитель разума –человек, признавался «царём» вселенной, занимая место в центре космологической системы мира, подменяя собой Бога. Многим из наших современников пришлось засвидетельствовать период воинствующего атеизма, время, которое заслуживает теперь пристального внимания из-за своей непривлекательности, напускной чопорности, не свойственной русской душе. В глубине последней сохранилась тяга к божественному, к вере, но у некоторых наших соотечественников сегодня эта тяга выразилась в том, что они попали под влияние многочисленных сект.

Последние десятилетия человечество демонстрирует получающую все большее распространение толерантность. Во многих развитых демократических странах признаются права сексуальных меньшинств, присутствует политический плюрализм, характерной чертой современности в цивилизованном мире стала полная религиозная толерантность, получившая своё отображение в требованиях обретения и защиты так называемых «свободы совести» и «свободы вероисповедания». Любой из нас вправе на сегодняшний день, верить во всё, что бы он ни пожелал; более того, разрешено даже учреждать «новый» культ или провозглашать «новое» религиозное учение. Не составит труда сделать следующее заключение, что безразличное отношение к религиозной истине, а также к её значению и месту в жизни человека поставлено во главу угла на данный момент. Исторически сложившиеся и оставившие глубочайший след в истории человечества мировые и национальные религии, достойное место среди которых занимает христианство, в том числе Православие, имеют немало общего, построенного на общечеловеческих ценностях, не случайно столь характерен в мире и в России диалог традиционных конфессий. Иное дело тоталитарные секты, неважно, на базе каких традиционных религий они складываются и складываются ли вообще.

Многочисленные такие секты с узким кругом прихода и деструктивные тенденциями, а то и проявлениями, трактуются Дворкиным как секты, нарушающие права своих членов и наносящие им вред путём использования определённой методики, называющейся «контролирование сознания». Многие из них появились не так давно, но уже крепко запустили свои когти в систему существующего общественного взаимопонимания. Чего только стоит одно «Общество Сторожевой Башни», рекрутский аппарат которого насчитывает около 6 миллионов последователей по всему миру. Очередной раз важно отметить, что многие нетрадиционные конфессии обосновались в России на благоприятной для них почве начавшего зарождаться ещё в 18 веке духоборчества, посеявшего семя «Раскола» между старообрядчеством и православием.

Однако, православные секты, во-первых, не пользуются ныне прежним влиянием, во-вторых, еще Розанов высказывал надежду на преодоление в будущем раскола, наконец, в них не столь очевидны деструктивные элементы. Иное дело секты, пришедшие на отечественную почву с Запада. Весьма характеризующим в этом плане является пример высказывания, не названного Дворкиным одного православного священника в самом начале перестройки: «…сейчас люди обратились к Западу в надежде испить из чистого источника, однако многие перепутали и припали вместо этого к канализационной трубе…». Увы, данное замечание, является актуальным и по сей день, более того, пожалуй, увеличивает свою актуальность. И обвинять в происходящем можно кого угодно, начиная от юродивых - вследствие их неординарности как в образе мышления, так и, с точки зрения антропометрии, их внешней несхожести с большинством, а потому тяготеющих к неординарным мыслям и поступкам, до государственных «верхушек», со времён создания всевозможных сект активно поддерживающих политику секуляризации в отношении церкви. Достаточно вспомнить, какую поддержку получила «Аун Сенрике» на государственном уровне уже в современной России!

1 2 3
Общее время работы: 16.800880432129 мс
Использование памяти: 661 КБ