Материалы

Электронное обучение как инновационный продукт на рынке образовательных услуг


Если в русском языке относительно недавно возникшее словосочетание «платное образование» до сих пор вызывает дискуссии, то для остального мира это не просто устойчивый речевой оборот, но и давно сложившийся бизнес международного масштаба. С конца 40-х годов XX века ведущие мировые державы начали рассматривать образование как часть своей внешней политики, преследующей геоэкономические и геополитические цели. И к концу прошлого века сформировалась целая отрасль мирового хозяйства – международный рынок образовательных услуг с ежегодным объемом продаж в несколько десятков миллиардов долларов США и объемом потребителей в несколько миллионов человек.

Торгуют на этом специфическом рынке многим: услугами – языковыми курсами, обучением в школах, вузах, повышением квалификации, дополнительным образованием, дистанционным и электронным образованием; продуктами – программами, методиками, книгами, учебными CD-дисками, электронными курсами. При всем многообразии продуктов и услуг все большую популярность на рынке завоевывает электронное образование и электронные продукты соответственно.

Под электронным образованием подразумевается внедрение и использование новых информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе с целью повышения его эффективности и развития возможности самообразования на протяжении всей жизни. Информационно-коммуникационные технологии обеспечивают доступ к знаниям преподавателям, учащимся и студентам и путем формирования интерактивной среды современными методами и инструментами обучения создают модель, в центре которой находится учащийся и студент.

Необходимость внедрения информационно-коммуникационных технологий в формальном и неформальном образовании обусловлена следующими факторами:

·   стремительный рост объема информации требует перехода от модели обучения, основанной на запоминании, к модели, обеспечивающей развитие навыков получения новых знаний;

·   глобализация экономики, рост международных информационных, технологических, товарных и денежных потоков, создающих глобальную конкуренцию в области компетенций;

·   влияние современных технологий на изменение самой природы трудовой деятельности и привычных способов работы. Снижение процента вакансий с низким уровнем квалификации.

В настоящее время в России процесс использования информационно-коммуникационных технологий в системе образования находится на переходном этапе, в том числе из-за того, что информатика и/или информационные технологии в общем среднем, среднем специальном, высшем и профессиональном образовании изучаются как разные дисциплины.

Уровень информатизации системы образования обусловлен, в первую очередь, оснащением учебных учреждений компьютерами и возможностью доступа к сети Интернет. Анализ ситуации в данной области показывает, что коэффициент соответствующих показателей не соответствует современным требованиям. Так, количество учебных заведений общего среднего образования, оснащенных компьютерами, составляет всего 55,8%, а доступ к Интернет имеют всего 6,5% учреждений. В среднем профессиональном, среднем специальном и высшем образовании компьютерными классами располагают все учреждения, однако процент профессиональных школ и колледжей, имеющих доступ к Интернету, остается низким - соответственно 9,9% и 31%.

Уровень обеспечения образовательных учреждений программными продуктами, предназначенными для обучения с использованием компьютера и дистанционного образования, ниже современных требований. Также невелик объем научных исследований в области педагогики обучения с применением компьютера, а процент электронных учебников, издаваемых в нашей стране, не превышает 1,5% от числа наименований педагогической и методической литературы.

1 2
Общее время работы: 10.998964309692 мс
Использование памяти: 659 КБ