Материалы

О предфилософии восточных славян


Принято считать, что русская философская мысль возникла не ранее начала христианизации Руси. Пугает то равнодушие, с которым большинство принимает данное утверждение. Но у меньшинства не без оснований возникает сомнение в истинности данного посыла. Что даёт право этому меньшинству говорить если не о философии, то хотя бы о её зачатках у славян? Что можно считать преддверием философии? Например, Веды, духовный стих индусов, мы считаем основой ведической философской традиции. Но у славян тоже существовали подобные тексты. Библиографической основой данной работы стали: древний духовный стих славян – «Голубиная книга» и нашумевшая «Велесова книга», сочинения известных современных исследователей – историков, филологов, лингвистов, философов: ак. Б.А. Рыбакова, М.Л. Серякова, Ю.А. Бегунова, В.О. Топорова, Г.И. Федотова, философские тексты некоторых древних авторов: Д. Лаэрция, П. Кессарийского, Ю. Цезаря, и др. При этом была поставлена цель - попытка анализа представлений восточных славян о происхождении, строении Вселенной, о месте человека в ней, о возможности познания Вселенной, о жизни и смерти.

В ходе исследования было выявлено следующее: «Голубиная Книга» создана в вопросно-ответной форме «протозагадки», хотя

создателям стиха было много проще «заставить» одного из собесед- ников пересказать содержание книги, избежав подобной цепи. Но то, что такая попытка не была сделана, указывает на глубокую древность происхождения формы стиха. Исследования однозначно свидетель-ствуют о широком распространении такого вида стиха у индо- европейских народов и о том, что такой специфический род текста существовал уже в эпоху индоевропейской общности. Если верхняя граница загадки у индоевропейцев уверенно определяется III тысяче- летием до н. э., то нижняя уходит в невообразимую глубь времён: «Есть основания думать, что протозагадка уходит своими корнями в более древнюю ситуацию… - к неязыковой обстановке» [8, с. 51]. Подобная форма загадки является особым типом мышления, основанным на сознании единства Большой и Малой Вселенной и одновременно на осознании раздельности и объективности их существования.

Несомненно генетическое родство славянской «Голубиной книги» и индийских Вед, об этом говорят и исторические, и лингвистические, и фольклорные данные. Поскольку учёные прослеживают генетическую связь между Голубиной книгой и Ведами, можем предположить, что Г.к. была наподобие Вед, то есть имела несколько больших частей. Кроме того, в средневековых поучениях против язычества «Голубиные (или глубинные) книги» упоминаются во множественном числе. В «Велесовой книге» упоминаются некие Веды: «И тогда наши жрецы о Ведах заботились. Они говорили, что их у нас никто украсть не должен... И потому даже невежды ныне знают всё о том, откуда мы произошли» [1, с. 113].

«Велесова книга» вызывает споры и имеет как сторонников, так и противников. Время её создания остаётся спорным, можно лишь принять, что некоторые части текста были написаны в Новгороде в IX в. Не проводя анализа истинности этого источника, отмечу лишь, что его содержание даёт право предположить, что даже если это и подделка, то она основана всё же на каких-то более древних реальных текстах.

Представление о происхождении Вселенной у восточных славян не отличалось от общеевропейского. Символ мир-яйцо присутствует практически у всех народов, согласно мифологической традиции из этого яйца возникает Вселенная. Это яйцо имеет реальный смысл, что подтверждают древние индуистские астрономические трактаты «сиддханта». Уместно предположить, что такие представления бытовали у многих народов и хранителями этой идеологии у славян были волхвы. «И вот Дажьбог сотворил нам это яйцо, в коем свет звёзд нам сияет. И в сей бездне подвесил Дажьбог землю нашу …» [1, с. 109].

Значит, славяне вполне осознавали безграничность Вселенной, и то, что Земля – лишь часть её. В «Голубиной книге» говорится, что белый свет, т.е. Вселенная, «зачалась» от духа божьего, тогда как материальные объекты – от различных частей тела этого прабога. Прослеживается изначальный дуализм нашего мира, который является единством духовного и материального. Ни в одном варианте книги нет упоминания о творении мира. Исследователь Г.Федотов отмечает: « В… стихе о Голубиной книге о «творении» не говорится вовсе. Вопросы ставятся о происхождении мира: «откуда» - и ответы даются в безглагольной форме …» [9, с. 63]. Кажущееся противоречие между источниками разрешается следующим образом: «У Лукоморья всякий день обращаем взор к богам, которые есть Свет. Его же мы называем Перун Дажьбог, Хорс… и иными именами» [1, с. 93]. Здесь стоит обратить внимание на то, что вопреки расхожему мнению о многобожии, у славян издавна был сформирован образ единого бога. «Есть также заблуждающиеся, которые пересчитывают богов, тем разделяя Сваргу… Разве Вышень, Сварог и иные – суть множество? Ведь бог - и един, и множественен. И пусть никто не разделяет того множества и не говорит, что мы имеем многих богов» [1, с. 219]. Прокопий Кесарийский, Гельмольд однозначно подчёркивают идею единого бога у славян. Согласно исследованиям Бегунова славянскую веру можно считать такой же монотеистической, как христианство, ислам и др.

1 2 3
Общее время работы: 17.886161804199 мс
Использование памяти: 661 КБ