Социально-психологические особенности студентов с разным уровнем притязаний
В отечественной и в зарубежной психологии смысл понимается как нечто субъективно значимое для субъекта, во многом направляющее его жизнедеятельность и поведение. При этом смысл находится вне субъекта, его необходимо найти во внешнем. Полем для нахождения смысла является культура, наполненная ценностями, смыслами.
Уровень притязаний относится ко многим областям жизни и деятельности человека, в частности он связан с ценностными ориентациями. Понятие смысла непосредственно связано с понятием ценностей. Ценности определяют приоритеты в смысловых ориентациях.
Выяснение психологических аспектов противоречия между стремлением студенческой молодежи к самореализации и дефицитом притягательных социокультурных образцов обусловило наше обращение к настоящей теме исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: каковы социально-психологические особенности студентов с различным уровнем притязаний?
Объект исследования – социально-психологические особенности студентов.
Предмет исследования – социально-психологические особенности студентов с различным уровнем притязаний.
В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:
1. Изучить разработанность понятий уровень притязаний, ценностно-смысловые и интерперсональные особенности человека.
2. Выявить группы студентов с разным уровнем притязаний.
3. Выявить особенности социальной зрелости, интерперсональных и ценностно-смысловых ориентаций и позиции в межличностных отношениях студентов с разным уровнем притязаний.
4. Разработать практические рекомендации по совершенствованию социально-психологической работы со студентами.
Теоретической основой исследования выступают:
· личностно-ориентированный подход;
· аксиологический подход к эмпирическому изучению феноменологии развития и формирования личности.
Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений нами был использован комплекс методов исследования: теоретический анализ философской, психологической литературы в аспекте исследуемой проблемы, теоретические методы (категориальный синтез), диагностические методы (тестирование, анкетирование, опрос), математико-статистические методы обработки данных (сравнительный анализ данных, анализ достоверных различий, корреляционный анализ, факторный анализ), графическая презентация данных.
Опытно-экспериментальной базой исследования выступал Белгородский государственный университет факультет психологии (41 девушка и 2 юноши) и факультет управление персоналом (44 девушки и 15 юношей); Белгородский государственный университет им. Шухова (26 девушек и 16 юношей); Белгородский юридический институт МВД РФ (12 девушек и 49 юношей). Всего исследованием было охвачено 205 студентов 4-5 курсов.
Полученные в исследовании результаты в основном подтвердили правомерность первоначально выдвинутой гипотезы. В частности удалось установить, что уровень притязаний студентов находит своё отражение в их социально-психологических особенностях следующим образом. Студентам с высоким уровнем притязаний в межличностных отношениях характерно большее упорство, недружелюбие, несдержанность и вспыльчивость; студентов со средним уровнем притязаний отличает большая искренность, прямолинейность и настойчивость; для студентов с низким уровнем притязаний характерна непосредственность, дружелюбие и сдержанность.
Была обнаружена также некоторая зависимость между уровнем притязаний и социальной зрелостью, которая в большей степени характерна для студентов со средними (более адекватными) притязаниями. Это выражается, в частности в их большей психологической близости с другими людьми и умении конструктивно разрешать различные жизненные проблемы на пути к наиболее полной самореализации.