Материалы

Перспеткивы и проблемы развития предпринимательства в России


Исторические аспекты – это лишь один фактор, который повлиял на современное положение предпринимательства в России. Но каковы остальные причины?

1. Сложность оформления и ведения бизнеса. Существует огромное количество инстанций, от которых необходимо получить разрешение на ту или иную деятельность. К примеру, чтобы заняться торговлей, необходимо получить свидетельство о внесении в единый государственный реестр. В свою очередь чтобы получить свидетельство, необходимо собрать больше десятка других документов. Чтобы открыть магазин придется получить регистрационную карточку. Чтобы получить её необходимо разрешение налоговой службы, милиции, архитектора, пожарников, санэпидемнадзора и др. Чтобы заняться торговлей спиртными напитками, необходимо пройти довольно сложный процесс лицензирования. А чтобы заняться торговлей нефтепродуктами (открыть заправочную станцию), необходимо собрать около 190 документов – начиная от разрешения нефтяной инспекции, госэнергонадзора, заканчивая актами на сварные работы и т.д. В итоге получается, если на сбор каждого документа потратить один день, включая выходные и праздники, необходимо потратить полгода.

2. Вытекающая из предыдущей проблема взяток и бюрократизма. Во всех инстанциях сидят люди, и их мнение о возможности работы предприятия в большей степени зависит от субъективных причин, нежели объективных, хотя и неявно. Допустим, мы хотим открыть магазин. Необходимы многочисленные разрешения. Милиция заставит поставить решетки на первом этаже. После чего придут пожарники и заставят снять решетки, т.к. это не соответствует правилам пожарной безопасности. Предпринимателю придется решать эту проблему различными доступными способами. В общей сложности 63 государственные службы всегда готовы обобрать предпринимателя.

3. Неблагоприятный налоговый климат. Несмотря на переход к единому налогу, многие предприниматели остаются недовольными налоговыми ставками, которые съедают значительную часть прибыли.

С 1 января 2006 года вступили в силу значительные поправки в налоговое законодательство. Вступил в силу закон от 7 октября 2005 года, ужесточающий налоговые проверки, с начала года вступил в силу закон от 4 ноября 2005 года №137, наделивший налоговые органы правом взыскания штрафов во внесудебном порядке.

По мнению губернатора Рязанской области Георгия Шпака, налоговая реформа в основном завершена, одним из показателей чего он считает снижение количества налогов с 50 до 15.

Директор департамента налоговой и таможенной политики Минфина Михаил Моторин утверждает, что за последние 7 лет огромное количество налогов было отменено, серьезно реформирован налог на прибыль и снижена его ставка, решены проблемы с различными видами вычетов, таких как расходы на рекламу, обучение и т.д., снижен налог на добавочную стоимость, а также единого социального налога. Положительным результатом снижения налоговой нагрузки стала легализация доходов значительного числа предприятий, особенно малого и среднего бизнеса. По данным института открытой экономики, теневой сектор сократился за годы реформы на 20%. В 2001 году был радикально снижен подоходный налог – с 35% (при ставке 30%) до 13% и установлена плоская шкала его выплат.

Бывший президент Торгово-промышленной палаты Евгений Примаков утверждал, что единая ставка для 10% высокооплачиваемых и 90% менее обеспеченных граждан является угрозой стабильности, т.к. реально «произошло увеличение этого налога именно для низкооплачиваемых слоев населения». По его мнению, ставка этого налога для первой категории должна быть 20%о.

О несоразмерно высокой налоговой нагрузке на труд и бизнес-сообщество экономисты говорят давно и безрезультатно. По мнению зампреда Комитета Госдумы по экономической политике Елены Паниной, если кардинально уменьшить налог, как минимум 50% «серых» доходов начнет выплачиваться официально. Если учесть, что сегодня 41% выплачиваемых денег (примерно 2 триллиона рублей) полностью или частично выпадает из налогообложения, даже половинчатый результат позволит компенсировать потери бюджета.

Возможно, налог на добавленную стоимость подвергнется реформированию. НДС был введен в 1992 году со ставкой 28%, в следующем году снижен до 20%. Он заменил собой два налога – с оборота и с продаж. С 1 января 2004 года действует уровень 18% и идут бесконечные дискуссии: уменьшать налог дальше, оставить без изменения как есть или отменить вовсе? Большинство предпринимателей настаивает на снижение до 13-14% с сохранением льгот (10%) на лекарства, товары для детей и т.д. Их поддерживает председатель правительства, ратуя за введение новой ставки уже с 2007 года. По подсчетам Минфина, в случае реализации этой идеи бюджет потеряет 550 млрд. руб., которые неизвестно, чем восполнять.

Итак, существует множество проблем для развития предпринимательства. Прежде всего необходимо упростить систему контролирования предпринимательства. Причем сделать это без потери потребительских свойств продуктов и услуг, ими реализуемых. Мечтой любого предпринимателя было бы внедрение «заявительной» а не «разрешительной» системы. Дальше следует усилить меры относительно взяток и коррупции. Уменьшение налоговых ставок, улучшение налогового климата в отношении бизнеса сделало бы толчок для развития предпринимательства. Почему бы, например, не делать льготы только что создавшимся предприятиям, и постепенно повышать ставки с его развитием, тем самым дать время на развитие предприятия.

1 2 3
Общее время работы: 14.209032058716 мс
Использование памяти: 661 КБ