Актуальные проблемы реформирования экономики
Банковский сектор. Иностранная конкуренция уже присутствует в российском банковском секторе: каждый десятый банк имеет иностранного участника, в том числе порядка 40 банков полностью контролируются западными материнскими компаниями. Очевидно, банки с иностранным участием обладают большей рентабельностью активов и капитала и, соответственно, могут предложить существенно лучшие условия кредитования как предприятиям, так и физическим лицам. Барьерами для массового присутствия западных банков до недавнего времени служили законодательные ограничения и сложности с доступом к филиальной сети. Вступление в ВТО позволит наиболее прозрачным отечественным банкам привлечь дополнительный иностранный капитал, что решит проблему повышения уровня капитализации российского банковского сектора. Привлеченные западными банками в частном секторе средства с большей долей вероятности будут инвестированы в России, где выше уровень процентных ставок. Российские банки сохранят своих традиционных клиентов - промышленные предприятия, заинтересованные в гибких схемах обслуживания. Разумеется, если в результате адаптации к новому торговому режиму снизится конкурентоспособность промышленных производств, то показатели деятельности российских банков могут существенно ухудшиться.
Фондовый рынок. По оценке ФСФР, если ограничения на доступ иностранных компаний будут сняты в связи с вступлением в ВТО, через 2 года на фондовом рынке не останется российских компаний. На переходный период предлагается ограничить присутствие нерезидентов на российском фондовом рынке, установив предельные доли для сектора коллективных инвестиций, операторов рынка, инфраструктуры рынка и бирж. В то же время допуск компаний-нерезидентов на российский фондовый рынок вряд ли сможет серьезно повлиять на его оборот и динамику. Состояние фондового рынка будет зависеть от адаптации экономики к требованиям нового торгового режима.
Представляется, что многие российские предприятия, несмотря на ослабленную экономическим спадом и деградацией производственного потенциала конкурентоспособность, смогут предпринять необходимые усилия для того, чтобы смягчить возможные негативные последствия нового торгового режима и сохранить свои рыночные позиции. Разработка индивидуальных стратегий предприятий неизбежно должна включать комплекс мер, направленных на повышение эффективности производства, снижение издержек, внедрение стандартов качества продукции.
Экономическое сотрудничество с входящими в СНГ странами развивалось неоднозначно. В 1995 г. было заключено соглашение о Таможенном союзе России, Белоруссии, Казахстана и Киргизии. Данное интеграционное объединение просуществовало недолго и в 2000 г. было преобразовано в Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС). При подготовке пакета документов о его создании были обозначены этапы и конечная цель: Таможенный союз и Единое экономическое пространство. Товарооборот России со странами ЕврАзЭС увеличился с 1999 по 2004 г. более чем в 2,5 раза. Сегодня ЕврАзЭС наполняется реальным экономическим содержанием. Реализуются многосторонние проекты, прежде всего в ключевых секторах экономики - энергетике и транспорте. Предстоит завершить до конца 2006 г. подготовку к формированию Таможенного союза. В долгосрочной перспективе возможно образование и валютного союза.
Единое экономическое пространство стран - экономическое пространство, объединяющее таможенные территории сторон, на котором функционируют механизмы регулирования экономик, основанные на единых принципах, обеспечивающих свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы, и проводится единая внешнеторговая и согласованная в той мере и том объеме, в каких это необходимо для облегчения равноправной конкуренции и поддержания макроэкономической стабильности, налоговая, денежно-кредитная и валютно-финансовая политика.
Формирование ЕЭП требует создания координирующих, т. е. наднациональных органов, которые будут организовываться по мере необходимости. Принципиальные решения в этих органах будут приниматься с учетом экономического веса государств.