https://venstom.ru лечение зубов бесплатно стоматология импланты отзывы.
Материалы

Лесгафт П.Ф. - основоположник физического образования в России


Мировоззренческие и научные концепции, идеи психофизиологического единства человеческой природы и роли физического образования по всестороннем развитии человека, утверждаемые П.Ф.Лесгафтом, не стоят в стороне от основных тенденций русской педагогики ХIХ в., отраженных в трудах А.И.Герцена,, В.Г.Белинского, Н.А. Добролюбова, Н.Г.Чернышевского. Можно предполагать и влияние на П.Ф.Лесгафта трудов И.М.Сеченова и К.Д.Ушинского. Однако нельзя отказать ему в оригинальности исамобытности построения педагогических положений теории физического образования на основе анатомо-физических данных.

В основных трудах Лесгафта прослеживаются положения, раскрывающие сущность взаимоотношения между телесными и душевными явлениями. Он резко критикует попытки обособить «душевные» и «телесные» явления. «При такой постановке вопроса следует совершенно отвергнуть всю психиатрию и даже всю медицину, а также педагогику и нельзя признать за этими дисциплинами никакого научного значения».

В «Руководстве» мы читаем: «Между умственным и физическим развитием человека существует тесная связь, вполне выясняющаяся при изучении человеческого организма и его отравлений» и «тесная связь, существующая между непосредственными физическими и душевными проявлениями, с одной стороны, и внешним их выражением, с другой, ясно показывает необходимость гармоничного и умственного развития в школе».

Однако нельзя не отметить и известную ограниченность материалистической концепции Лесгафта, проявление им биологизма и антропологизма. Поставив на почву антропологии свое учение о физическом образовании, он полагал, что и всю педагогику следует поставить на эту основу и тогда ее можно будет поднять выше и обосновать как науку. Глубина этого заблуждения особенно ясно воспринимается сейчас, в период интенсивного развития методологических основ педагогики, полного признания е6е социальной наукой, изучающей созидательную (целеполагающую) деятельность людей в области воспитания.

Нельзя не отметить, что Лесгафт иногда биологизирует и понятие «труд», он не дифференцирует «животнообразных инстинктивных форм труда» и труда в такой форме, в которой он составляет исключительное достояние человека. Значение труда в процессе совершенствования человека прорисовывется им в таком же плане, как и в «животном» мире. Отсюда искаженность представлений о месте труда в школе и о видах и формах его использования.

Идея соединения обучения с производительным трудом и гимнастикой до Лесгафта не дошла или не была им воспринята.

В истории развития педагогической теории П.Ф. Лесгафту принадлежит особое место – как основоположнику отечественной науки о физическом воспитании. Ему удалось создать оригинальную, стройную и развернутую систему физического образования (воспитания). В этой системе одно из центральных мест занимает воспитание детей школьного возраста.

Рассмотрим здесь прежде всего те вопросы, которые получили дальнейшее развитие в теории и практике советской школы и имеют принципиальное значение для правильного понимания сущности процесса физического воспитания школьников и его дальнейшего совершенствования. Это конечно же трактовка роли и места физических упражнений в формировании личности растущего человека. Здесь обращает на себя особое внимание введение П.Ф.Лесгафтом понятия «физическое образование».

Свой капитальный труд о физическом воспитании он называет «Руководство по физическому образованию детей школьного возраста». В современной науке это понятие сохранилось и отражает ту сущность, которую вложил в него Лесгафт.

Физическое образование рассматривается как системное состояние человеком рациональных способов управления своими движениями, приобретение таким путем необходимого в жизни фонда двигательных навыков.

Не отказываясь от такого смысла рассматриваемого понятия в современном научном знании, обратим внимание на гораздо более глубокий подход к его сущности, обнаруживаемый у П.Ф.Лесгафта.

Одна из главных идей, лежащих в основе «Руководства по физическому образованию детей школьного возраста», состоит в том, что основной задачей школы является образование человека, т.е. формирование его как личность, о чем совершенно определенно говорит Лесгафт: «…задачей школы считать выявление значения личности человека и ограничение произвола в его действиях, если школьный период есть тот единственный идейный период в жизни, когда развивается отвлеченное мышление и понятие об истине, когда образуется человек».

Понятие «образование» появилось впервые в работах Н.И.Новикова (1744-1818гг.), однако представителей прогрессивной русской педагогики, как синоним воспитания – «образование сердца» и как синоним просвещения – «образование разума».

Во второй половине ХIХ в. отдельные авторы весь процесс развития личности обозначают термином «образование». Полагаем, что на такой позиции стоял и П.Ф.Лесгафт. И когда он пишет об образовании, то имеет в виду формирование человека как личность. Поэтому целевой установкой физического образования детей школьного возраста является стремление научить их сознательно управлять всеми своими движениями, руководствуясь при этом нравственными началами, точно различать пространственные и временные отношения и в результате приобрести умение действовать сообразно окружающей обстановке. В этой целевой установке сливаются воедино задачи образовательные и воспитательные.

В трудах П.Ф.Лесгафта – касаются ли они анатомии и физиологии, психологии и педагогики, гигиены и общей теории развития организма – человек всегда рассматривается как целостный организм и личность одновременно. Отсюда вытекают сложнейшие вопросы взаимосвязей умственного, нравственного, эстетического и физического развития и взаимовлияний соответствующих им сторон воспитания.

В современной педагогике термин «образование» утратил буквальное значение формирования «образа» человека в том широком смысле, в котором он использовался Лесгафтом. Сейчас под «образованием» понимают овладение определенной суммой знаний, умений и навыков, формирование мировоззрения, а также освоения опыта человечества в определенном направлении.

 

ЛИТЕРАТУРА

Лесгафт П.Ф. Избранные труды. /Сост. И.Н.Решетень – М.: Физкультура и спорт, 1987 – 359с.

 

1 2
Общее время работы: 17.832040786743 мс
Использование памяти: 662 КБ