Материалы

Правовые аспекты реализации смежных прав


Смежными правами называются права близкие к авторскому праву (отсюда и название) и производные от них, однако полностью не совпадающие с ним. Возникают они в результате проявления определенных творческих усилий, однако элемент творчества в данном случае является недостаточным для того, чтобы говорить о наличии авторского права.

Смежные права неразрывно связаны с авторскими правами, однако последние могут существовать независимо от смежных прав. Так, автор исполняемого произведения может быть неизвестен, либо произведение может вообще не охраняться авторским правом (например, срок охраны может истечь, исполняться будет произведение фольклора либо речь идет о записи звуков природы, пения птиц и т.д.) Вместе с тем смежные права существуют по общему правилу только тогда, когда есть произведение, которое можно исполнить, записать на фонограмму, включить в передачу организации эфирного м кабельного вещания /1/.

Предмет исследования в настоящей научной работе составляют теоретические и практические аспекты содержания, структуры, особенностей и механизма правовой реализации смежных прав, вопросы соотношения авторских и смежных прав, проблемы определения их роли и значимости в жизни современного российского общества.

Целью данного исследования является изучение основных закономерностей, свойств и тенденций реализации смежных прав путем сравнительного анализа объектной, субъектной и содержательной стороны трех категорий смежного права. Но поскольку говорить о данных особенностях невозможно, не получив представления о самом понятии смежного права, для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1)выработать подход к пониманию прав исполнителей, производителей фонограмм, организаций эфирного и кабельного вещания, проанализировать их основные признаки и определить место в системе права интеллектуальной собственности;

2) выявить основополагающие факторы, определяющие эффективность реализации смежных прав;

3) определить наиболее эффективные механизмы реализации на практике данной категории прав.

В каждой стране эффективное осуществление авторского и смежных прав подчиненно трем факторам:

признание прав законом: совершенно необходимо, чтобы закон закреплял эти права в общем виде и чтобы такой закон регулярно пересматривался и приводился в состояние на определенную дату;

управление правами: нужно ввести в действие эффективные механизмы, гарантирующие быструю выплату роялти и авторских прав, а также их правильное распределение между различными бенефициарами;

противопоставимость прав: применение закона требует, чтобы права были противопоставимы, что предполагает а) существование способов обжалования в гражданском и уголовном порядке, б) введение в действие механизма, обеспечивающего соблюдение указанных прав и в) разъяснение общественности (с помощью образовательных мер и рекламы) принципа защиты авторского права и смежных прав, необходимости их соблюдения.

Кроме того, необходимо, чтобы сами правообладатели добивались признания и уважения своих собственных прав.

В статье 9 Римской конвенции 1961 г. договаривающимся государствам предоставляется возможность путем принятия внутреннего законодательства и подзаконных актов распространить охрану смежных прав в том числе на артистов, не исполняющих литературные и художественные произведения. М.М. Вальтер полагает, что данное положение Римской конвенции позволяет защитить смежные права артистов эстрады и цирка, а также спортсменов. ЗоАП распространил охрану на лиц, демонстрирующих эстрадные, цирковые и кукольные номера, указав в абз.11 ст.4, что подобные выступления являются исполнением произведений искусства.

1 2 3 4 5
Общее время работы: 9.1888904571533 мс
Использование памяти: 658 КБ