Материалы

Традиционный народный костюм как отражение культурного наследия


Народный костюм предстает как воплощение народного творчества, является зеркальным отражением основ жизни, верований, стремлений нашего народа.

Фольклорная традиция края включает в себя и жизнь народной одежды, которую на Белгородчине называли «одежей», «нарядом», «срядой», что очень близко и созвучно понятию «обряд». Это не случайно, так как оригинальное, яркое, красочное зрелище, уходящее в глубь веков, не мыслится вне связи с народной песней, танцем, действом, окружающей природой, социально-бытовым укладом и хозяйственной деятельностью предков. Примечательно, что в различных селах края наряды несходны. И это не случайно, ведь судьба народного костюма – это история заселения края, и формировалась она в тесном взаимодействии разных национальных и этнических традиций, под непосредственным воздействием природных и социально-бытовых факторов.

Безусловно, наименьшее затруднение при изучении представляет мужская одежда Белгородчины. Во всей области она однотипна по покрою и практически однообразна по составу. Это объясняется, прежде всего, условиями тяжелой физической работы под открытым небом. Мужчины были вынуждены ездить по хозяйственным делам, а также на заработки в отдаленные губернии, очень часто на длительное время. В связи с этим они познавали жизнь и быт жителей тех мест, что не могло не отразиться на их взглядах, мировоззрении и в итоге на одежде. Именно этот фактор, по мнению исследователей, лежит в основе утраты обрядовых оберегов на мужской одежде при неизменности покроя и единообразия ее состава.

Основу мужского костюма составляет рубаха туникообразного покроя. Отголосок народного происхождения рубахи, ее название от древнего слова «руб» - «кусок, отрез,

обрывок ткани», - родственно слову «рубить», ранее имевшего и значение «резать».Безусловно, повседневная будничная рубаха зачастую шилась из сурового полотна – пестряди (ткань из остатков пряжи льна и шерсти), а праздничную или обрядовую готовили из отбеленного полотна. А поскольку домотканый холст был узким, по бокам пристрачивали перегнутые вдоль прямые или косые полотнища, именуемые «бочками». В Алексеевском районе, например, для расширения подола рубахи по бокам вставляли «клинья». Рукава прямого покроя без манжет пришивались к центральному полотнищу. Под мышками вшивались кусочки кумача (хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения, окрашенная в красный цвет) прямоугольной или ромбовидной формы – «ластовицы». Именно они придавали рубахе объемность, предохраняя ее от разрыва при резких и широких движениях рук. Более того, благодаря «ластовицам», рубаха служила дольше, так по мере испревания их выпаривали и заменяли новыми. Изначально рубахи не имели отложных воротников, однако сегодня на Белгородчине можно встретить как рубахи-«голошейки», присборенные в мелкую складку на вороте, так и рубахи с небольшим воротником «стойкой». Как полагают исследователи, воротник «стоечка» и тем более отложной воротник – отзвук древнерусской одежды «служилых» людей времен царской опричнины. Застегивали ворот на пуговицу, используя для ее изготовления дерево, кость, бронзу, медь.

Своеобразные обереги вышивались в области жизненно важных участков тела: головы, сердца, рук, ног, в тех местах, где одежда кончалась, что вполне согласуется с их исконным назначением – магическое заклинание, стремление воздействовать на мир, дабы уберечься от злых сил, несчастья и бед. Считалось, что орнамент в виде креста, круга, геометрического треугольника, ромба, квадрата символизирует знаки солнца, жизни, земли, неба, а значит, и богов-покровителей, олицетворяющих силы добра, разума, мира.

Рубаху носили навыпуск, подпоясывались поясом, подпояской, покромкой (последние два названия употребимы в крае). Бесспорно, будничные и праздничные мужские пояса отличались качеством, формой и способом изготовления. Так, в повседневном быту носили преимущественно однотонные

узкие, свитые из двух прядей, плетенные в четыре пряди на бердышах, вязанные на спицах с небольшими махрами – «кисточками» на концах, завязывая на левом бедре узлом. В праздничные же дни (и особенно на годовые праздники) надевали длинные, более широкие, вязаные или тканые на стане пояса, подпояски, покромки ярких, сочных тонов, «прорезанные» вдоль полосками желтого, зеленого, малинового, пурпурного, фиолетового цвета, с кистями, украшенные бахромой, бисером, позументом, каменными цветными пуговками. Каждый пояс представлял собой высокохудожественный образец рукотворного творчества, наделенный разными гранями: декоративной, прикладной, смысловой.

1 2
Общее время работы: 20.620107650757 мс
Использование памяти: 659 КБ