Материалы

Параметры оценки системы управления качеством образования


Образование является основополагающим фактором и показателем системы развития общества. Степень генерации и использования знаний отражает способность к саморазвитию и совершенствованию. Следует отметить, что образование новых знаний представляется характеристикой экономического процесса. Знания, таким образом, являются центральным понятием и служат для координации деятельности любого хозяйствующего субъекта.

По определению Мирового банка (WorldBank) высшее образование как фундаментальное образование лежит в основе современного информационного общества. При этом качество этого образования, в частности качество образовательных услуг, стоит на первом месте в списке задач достижения надлежащего конкурентоспособного уровня страны. Задача управления качеством может быть распределена на несколько основных подзадач, каждая из которых представляет сложный объект управления. Чем больше подзадач будет описано и, соответственно, выполнено, тем успешнее будет реализована главная задача – управление качеством. Для осуществления подобной методики необходимо применения системного подхода.

Необходимость применения подобных систем оценки качества в высшем образовании вызвана многими критериями. Наряду с банальными факторами ранжирования вузов по уровню предоставляемого образования или, другими словами, конкурентоспособности образовательных услуг, видное место занимает также и спрос на выпускников на рынке труда. И то и другое говорит о том, применяется ли в вузе политика качества. До полноты объективной картины рейтинга на образовательном рынке российским вузам еще далеко. Зачастую отсутствующий кампус университета, а также ограниченные данные о профессорско-преподавательском составе позволяют лишь субъективно оценивать политику вуза в области качества. В некоторой мере помогает репутация вуза, что отражается на трудоустройстве выпускников. А отсутствие, например, данных о проценте профессоров среди преподавателей, обеспеченности библиотечными услугами, поддержке студентов и т.п. говорит о неполноценности информации и относительно грубом подсчете в рейтинге.

Подобная ограниченность в информации, дает основание предполагать, что принятие решения в пользу того или иного вуза может быть крайне затруднительным. С одной стороны, вузы, имеющие положительную репутацию и годами приобретенное «имя» могут пользоваться своим положениям в условиях отсутствия объективной оценки на рынке. Однако, при введение полноценного рейтинга, реальное положение вуза станет прозрачным и все недочеты, и слабые места сразу окажутся на поверхности. С другой же стороны, маленькие университеты, в случае создания общего многокритериального рейтинга способны искусственно занижать или завышать те или иные параметры, благодаря чему картина будет нарушена.

Становится понятно, что, создавая общий рейтинг вузов на образовательном рынке, добиться объективности будет не просто. Так как условия вузов, скорее всего, приведут к искажению информации, необходимо создание единого контролирующего органа, в основе которого должен быть государственный надзор и регулирование.

Рассмотренные с точки зрения совершенного рынка образовательных услуг (наличие множества предложений, однородность предлагаемых услуг и одинаковые ожидание абитуриентов/слушателей) методы влияния на качество не являются идеальными. Очевидно, что позиции некоторых вузов с оппортунистическими взглядами вносят диспропорции на рынок. Большинство же, тем не менее, воплощают политику качества и нацелены на здоровую конкурентную борьбу.

Остановимся подробнее на значении отдельного вуза и его мероприятиях по внедрению системы качества. Как участник рынка образовательных услуг университет должен быть ориентирован на достижение конкурентных целей. Такими представляются максимально возможный охват потенциальной аудитории и предоставление качественной образовательной программы. Если в первом случае маркетинговые и стратегические решения соответствующих служб университета наряду с действиями руководства четко определены, то задачи обеспечения качества образовательной услуги выглядят весьма расплывчато. Насколько качественное образование получает слушатель? Кем определяется уровень качества? Как его проконтролировать? Однозначных ответов на эти вопросы, которые в последнее время приобретают все большую значимость, не существует. Формально картина ясна: цели – задачи – ответственные – исполнение – контроль – корректировка. В реальности же, реализация университетом проекта по внедрению системы качества образования предполагает более детальный и многоуровневый подход. Следует разграничивать понятие качества на уровне руководства организацией и на уровне учебного процесса. Несомненно, улучшение должно происходить как в одной, так и в другой сфере. Но, если оценка грамотного и качественного руководства с формальной позиции представляется возможным, то оценить наличие и представление качественно образовательной услуги затруднительно.

1 2 3
Общее время работы: 287.25099563599 мс
Использование памяти: 661 КБ